Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

Кастрация домашних животных в Исламе

О допустимости кастрации домашних животных, мясо которых разрешено (халяль) употреблять в пищу, ученые-богословы высказали схожие мнения, отличающиеся между собой лишь в некоторых деталях.

В целом, по мнению большинства из них, эта процедура является дозволенной в Исламе, но при соблюдении некоторых условий. Так, например, ученые-ханафиты и ученые-маликиты высказались в пользу дозволенности подобной процедуры в отношении всех видов домашней скотины, не делая каких-либо исключений, например, в отношении баранов. Дозволенность подобной процедуры они, как и все остальные ученые-богословы, аргументировали некоторыми практическими причинами:

  • улучшение вкусовых качеств мяса животных, ведь, как известно, мясо некастрированных баранов имеет неприятный специфический вкус,
  • более быстрый набор веса животными,
  • снижение агрессивности животных и их общей активности.

Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности подобной процедуры, но при условии, что она должна производиться только в отношении молодняка и не должна повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия для животного.

Ученые-ханбалиты считают, что подобная процедура дозволена только в отношении мелкого рогатого скота, например, овец, баранов, коз и т. д.

Что касается крупных животных, например, лошадей, то, по их мнению, подобная процедура в отношении них является нежелательной (макрух). Нежелательность последнего они аргументировали изречением Ибн ‘Аббаса, видного сподвижника пророка Мухаммад, который сказал: «Посланник Аллаха строго запретил проводить кастрацию домашней скотины»[1]. По их мнению, запрет на кастрацию домашних животных в данном изречении связан с недопустимостью причинения животным физической боли и страданий[2].

Доказательством дозволенности кастрации домашних животных, по мнению ученых-богословов, служит изречение Джабира ибн ‘Абдуллах, другого видного сподвижника пророка Мухаммада, в котором сказано: «Как-то раз в день жертвоприношения (Курбан-байрам) пророк Мухаммад принес в жертву двурогих, пестрых и кастрированных баранов»[3].

Кастрация кошек, собак и других домашних животных

Что касается тех домашних животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, например, кошек и собак, то, по мнению ученых-ханафитов, кастрировать их или стерилизовать допускается только при наличии крайней необходимости в этом или по медицинским показаниям ветеринара. В противном случае подобные действия будут считаться вмешательством в первозданный облик, созданный Всевышним.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Хайсами Н. Кашф аль-астар ‘ан заваид аль-Баззар. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1979. Т. 2. С. 274.

[2] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хыса’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 122.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 7 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2009. Т. 4. С. 421, хадис № 2795.

Кастрация

Домашние животные

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:0

Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic