Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Кастрация домашних животных в Исламе

О допустимости кастрации домашних животных, мясо которых разрешено (халяль) употреблять в пищу, ученые-богословы высказали схожие мнения, отличающиеся между собой лишь в некоторых деталях.

В целом, по мнению большинства из них, эта процедура является дозволенной в Исламе, но при соблюдении некоторых условий. Так, например, ученые-ханафиты и ученые-маликиты высказались в пользу дозволенности подобной процедуры в отношении всех видов домашней скотины, не делая каких-либо исключений, например, в отношении баранов. Дозволенность подобной процедуры они, как и все остальные ученые-богословы, аргументировали некоторыми практическими причинами:

  • улучшение вкусовых качеств мяса животных, ведь, как известно, мясо некастрированных баранов имеет неприятный специфический вкус,
  • более быстрый набор веса животными,
  • снижение агрессивности животных и их общей активности.

Ученые-шафииты также высказались в пользу дозволенности подобной процедуры, но при условии, что она должна производиться только в отношении молодняка и не должна повлечь за собой какие-либо тяжкие последствия для животного.

Ученые-ханбалиты считают, что подобная процедура дозволена только в отношении мелкого рогатого скота, например, овец, баранов, коз и т. д.

Что касается крупных животных, например, лошадей, то, по их мнению, подобная процедура в отношении них является нежелательной (макрух). Нежелательность последнего они аргументировали изречением Ибн ‘Аббаса, видного сподвижника пророка Мухаммад, который сказал: «Посланник Аллаха строго запретил проводить кастрацию домашней скотины»[1]. По их мнению, запрет на кастрацию домашних животных в данном изречении связан с недопустимостью причинения животным физической боли и страданий[2].

Доказательством дозволенности кастрации домашних животных, по мнению ученых-богословов, служит изречение Джабира ибн ‘Абдуллах, другого видного сподвижника пророка Мухаммада, в котором сказано: «Как-то раз в день жертвоприношения (Курбан-байрам) пророк Мухаммад принес в жертву двурогих, пестрых и кастрированных баранов»[3].

Кастрация кошек, собак и других домашних животных

Что касается тех домашних животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу, например, кошек и собак, то, по мнению ученых-ханафитов, кастрировать их или стерилизовать допускается только при наличии крайней необходимости в этом или по медицинским показаниям ветеринара. В противном случае подобные действия будут считаться вмешательством в первозданный облик, созданный Всевышним.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Хайсами Н. Кашф аль-астар ‘ан заваид аль-Баззар. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1979. Т. 2. С. 274.

[2] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хыса’ // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 122.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 7 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2009. Т. 4. С. 421, хадис № 2795.

Кастрация

Домашние животные

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic