Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Хадис гласит: «В ком из вас будут три [качества], тот ощутит сладостный вкус веры. Первое из них: любовь ко Всевышнему Аллаху и Его посланнику должна быть сильнее чего-либо иного. Второе: искренняя любовь и уважение к другому лишь и ради Всевышнего. И третье: неприязнь к возвращению в неверие, после того как Аллах спас его, подобная нежеланию быть брошенным в огонь»[1]. Наряду с любовью к Всевышнему Аллаху, любовь к Его избраннику, пророку Мухаммаду ﷺ является неотъемлемой частью веры человека.
Доказательством тому служит и другой хадис, переданный известным сподвижником Анасом ибн Маликом [2]: «Не будет вера ваша полна, пока не буду я, — говорит посланник Всевышнего, — более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом»[3].
В другом пророческом изречении, приводимом в своде хадисов имама Ахмада[4], упоминается о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб [5] заметил: «О посланник Аллаха, ты более любим для меня, чем что-либо на этой земле. Однако себя я люблю больше». Пророк Мухаммад возразил: «Нет, ‘Умар. Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Твоя вера неполна и несовершенна, пока я не буду любим тобою [как заключительный Божий посланник] больше, чем даже ты для самого себя». Услышав это, ‘Умар воскликнул: «С этого момента ты более любим мною, чем моя душа и что-либо иное!»[6]
А теперь каждый спросите себя: какое место отведено пророку Мухаммаду ﷺ в моем сознании? Насколько велика моя любовь к нему? Как часто я вспоминаю того человека, благодаря которому Всевышний наставил меня на праведный путь, выведя из тьмы невежества к свету; того, кто объяснил и показал цель жизни?
Мне кажется, что не все смогут дать однозначные ответы.
А почему? Да потому, что мы недостаточно хорошо знаем своего Пророка, жизнь которого от рождения и до смерти является явным знамением его пророческой миссии. У многих не было возможности видеть образец, выраженный в Пророке, к которому всегда и везде мы бы стремились. Хотя в Священном Коране сказано:
Если мы относимся к таковым, нам надлежит выстроить свою жизнь в соответствии с духовно-нравственным путем, указанным пророком Мухаммадом ﷺ. Нам необходимо ориентироваться на идеал, олицетворенный в нем.
Однажды Пророк серьезно заболел, и сподвижники отправились его навестить. Среди сахабов был и Абу Бакр [7], который сразу после этого визита захворал. Через несколько дней Пророк ﷺ выздоровел и, встретившись с сахабами, не нашел среди них Абу Бакра. Осведомившись о нем, он узнал, что тот нездоров. Тогда вместе со сподвижниками он отправился к его дому. Едва завидев входящего Пророка, Абу Бакр тут же встал с постели и добродушно поприветствовал его, как будто и не был болен. Пророк удивился: «Мы пришли навестить тебя, думая, что ты прикован к постели, но нашли тебя в полном здравии?!» В ответ Абу Бакр произнес: «Посетив любимого мною человека и застав его хворающим, я и сам заболел от глубокой печали. Сейчас же, увидев тебя в полном здравии, я мгновенно поправился» [8].
Постарайтесь вникнуть и осмыслить, насколько глубоким должно быть чувство любви и уважения, чтобы так отражаться на состоянии человека! Болезнь Пророка привела к переживанию и недугу, а выздоровление — к моментальному исцелению.
Расскажу также историю о сподвижнике по имени Савбан [9]. Как-то Пророк заметил, что Савбана постигла глубокая грусть, печаль. Он стал просто увядать. «Савбан! Что случилось?» — обратился к нему с вопросом посланник Всевышнего. «Я задумался о будущем мире. Находясь в этой жизни, я не могу вынести долгой разлуки с тобой. При твоем непродолжительном отсутствии моя душа томится и тоскует по тебе. Я представил вечность, когда ты будешь на высших степенях Рая, мы же, по воле Всевышнего, — на более низких уровнях. Как же я вытерплю разлуку с тобой?» — ответил сподвижник. И Пророк сказал: «Благая весть тебе, воистину, человек [в вечности будет] с тем, кого он любит»[10].
В подтверждение вышеприведенному есть коранический аят:
В чем же проявляется любовь к Пророку ﷺ? В следовании его Сунне и стремлении взрастить в себе ростки той нравственности, обладателем которой он был. Лучшим примером этого являются его сподвижники, один из которых — ‘Умар ибн аль-Хаттаб .
Однажды, уже будучи халифом, ‘Умар направился в мечеть для проведения пятничной проповеди. По дороге его белоснежная одежда была испачкана несколькими каплями грязи, брызнувшими из стока, проведенного от жилого дома. ‘Умар в гневе выдернул этот сток и отбросил в сторону. Вернувшись домой и переодевшись, он снова поспешил в мечеть. Проведя проповедь, ‘Умар обратился к людям: «О люди! Некоторые из вас создают неудобства окружающим», — и рассказал о случившемся. К нему подошел, склонившись в знак уважения, ‘Аббас [12] и сказал: « ‘Умар! Что ты наделал?! Я своими глазами видел, что этот сток был установлен самим Пророком». После услышанного ноги ‘Умара подкосились. Поднявшись, он воскликнул:
« ‘Аббас! Мы сейчас же пойдем к тому месту. Я припаду к земле. И, клянусь Аллахом, пока, встав на меня, ты не установишь сток на прежнее место, я не поднимусь!»[13]
Насколько сильно было стремление сподвижников следованию Сунне! Казалось бы, проступок мал и незначителен, но и он привел к потрясению, которое лишило равновесия столь сильного мужчину, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб ─.
Какие же чувства должны переживать мы с вами, когда не то что сток, установленный руками Пророка, выдернут, а сам Священный Коран выброшен из сознания людей? Ведь многие совсем не утруждают себя стремлением к его пониманию. Как мы должны себя чувствовать, когда среди нашего окружения (знакомых, близких, родственников) есть даже такие, кому не известно, кто такой пророк Мухаммад, в чем заключалась его миссия, к чему он призывал?
Предвещая наше время, пророк Мухаммад ﷺ изрек: «Кто придерживается моей Сунны, в то время как другие отдаляются от заповедей Аллаха, награда его равна тому, чего заслуживают сто человек, отдавших свои жизни на пути распространения Божьего света»[14].
Но замечу, что Сунна выражается не только во внешних атрибутах, которые нередко не соответствуют внутреннему миру индивидуума, а в первую очередь в нравственном поведении, примером которого является наш Пророк ﷺ.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 205, хадис № 3415, «сахих».
[2] Абу Хамза Анас ибн Малик аль-Хазраджи (10 г. д. х.–93 г. п. х.) (612–712 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада. Известен как мусульманский богослов-законовед. Умму Сулейм, мать Анаса ибн Малика, привела сына к Пророку и попросила взять его в качестве прислуги. Не желая обидеть Умму Сулейм отказом, Посланник принял Анаса в свой дом и относился к нему как к своему сыну. Анас аккуратно исполнял все поручения и учился у Пророка основам религии. Анас ибн Малик принял участие в освобождении Мекки и осаде ат-Таифа. Является известным передатчиком хадисов.
[3] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 586, хадис № 9939, «сахих».
[4] Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад аш-Шайбани (163–240 гг. по хиджре) (780–855 гг. по григор.) — мусульманский богослов-правовед, хадисовед, законовед, философ из Ирака. Является основателем ханбалитского мазхаба и передатчиком хадисов. Известен как преподаватель хадисоведения и мусульманского права.
[5] Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-‘Адави (38 г. д. х.–23 г. п. х.) (585–644 гг. по григор.) — один из самых выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, второй праведный халиф, выдающийся государственный деятель. Был толкователем Корана, знатоком хадисов и мусульманского права. Принимал участие во всех сражениях между мусульманами и язычниками. По его поручению Зейд ибн Сабит начал сбор разрозненных коранических текстов, записанных во время их ниспосылания пророку Мухаммаду. В 644 году во время утреннего намаза в мечети персидский раб по прозвищу Абу Лю’лю’ нанес ‘Умару шесть тяжелых ножевых ранений, вследствие чего халиф покинул этот мир через несколько дней.
[6] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад Ахмад ибн Ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1293, хадис № 18211.
[7] Абу Бакр ‘Абдуллах ибн ‘Усман ас-Сыддик аль-Курайши (52 г. д. х.–12 г. п. х.) (572–634 гг. по григор.) — один из самых близких и выдающихся сподвижников пророка Мухаммада, первый праведный халиф. Был четвертым, кто принял Ислам. Выдал свою дочь ‘Айшу за Пророка. Абу Бакр принял участие во всех походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке. Похоронен в комнате ‘Айши возле пророка Мухаммада.
[8] См.: аль-Байхакы. Манакыб аш-Шафи‘и ли аль-Байхакы [Похвальные качества имама аш-Шафи’и у имама аль-Байхакы]. В 2 т. Каир: ат-Турас, 1970. Т. 2. С. 93.
[9] Абу ‘Абдуллах Савбан ибн Будждуд — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Был одним из приобретенных и освобожденных Пророком рабов. Является передатчиком многих хадисов.
[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1189, хадис № 6168.
[11] Шахид в переводе с арабского языка — «мученик». Пророк Мухаммад дал более широкое понятие этому термину, сказав: «Пятеро являются мучениками (шахидами) [заслуживают райской обители в вечности, если умерли верующими]: (1) умерший от чумы [как и от иного смертельного вируса], (2) умерший от болезни живота, (3) утонувший, (4) погибший под обломками и (5) отдавший жизнь в защиту веры или Родины» (См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: Бейт афкяр давлийя, 1998. С. 794, хадис № 1914).
[12] Абу аль-Фадль ‘Аббас ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими (58 г. д. х.–32 г. п. х.) (566–653 гг. по григор.) — дядя пророка Мухаммада, предпоследний из многочисленных сыновей ‘Абдуль-мутталиба.
[13] См.: аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба [Жизнь сподвижников]. В 4 т. Каир: ар-Раян, 1987. Т. 3 С. 27.
[14] См.: аль-Манави М. Файд аль-Кадир [Излитие благодати Могущественным]. В 6 т. Каир: ат-Тижарийя аль-кубра, 1937. Т. 6. С. 261, хадис № 9171.