Макам Ибрахим (араб. مقام إبراهيم) – камень, спущенный из Рая ангелом Джабраилом (Гавриилом) для того, чтобы пророк Ибрахим (Авраам) вставал на него во время восстановления Каабы. Его длина и ширина равны примерно 40 см, а высота – примерно 50 см. По завершении восстановительных работ пророк встал на этот камень в очередной раз и, по велению Аллаха (Бога, Господа), призвал людей для совершения паломничества (хадж)[1].
Макам Ибрахим расположен восточнее от Черного камня на расстоянии 14,5 м.
Он находится на том же месте, где располагался при жизни самого пророка Ибрахима (Авраама). Единственное, он под стеклянным куполом и украшен золотым обрамлением. Первым его украсил аббасидский халиф аль-Махди. Это произошло в 161 году по хиджре.
Макам Ибрахим упоминается в Коране (2:125[2] и 3:97[3]), а также в хадисах.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, ар-рукн [Черный камень] и аль-макам [Макам Ибрахим] – два яхонта[4] из яхонтов Рая[5]. Аллах (Бог, Господь) скрыл [погасил] их свет. Если бы Он этого не сделал, тогда они оба осветили бы все пространство между восходом и заходом [то есть вся планета осветилась бы этими двумя камнями]»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «[Поднявшись на возвышенность] объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на исхудалых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков [земли]» (Св. Коран, 22:27).
[2] «И сделали Мы Дом (Каабу) безопасным местом, куда возвращаются люди (где встречаются). Помолитесь же на месте Ибрахима (Авраама) [возле него]» (см. Св. Коран, 2:125).
[3] «Там [на территории Священной Каабы] — явные знамения, [к примеру] место Ибрахима (Авраама). Кто заходит туда, тот в безопасности (наполняется спокойствием, умиротворенностью)» (см. Св. Коран, 3:97).
[4] Яхонт — одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов корундов. Красным яхонтом называли рубин, а «яхонтом лазоревым» или синим — сапфир. Кроме того, вишневым яхонтом иногда называли аметист, а желтым — гиацинт. По твердости идет вторым после алмаза. В современном разговорном языке остались устойчивые выражения, такие как «яхонтовый мой» — в отношении драгоценной вещи или любимого человека.
[5] Природа райского в корне отличается от природы земного.
[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 161, хадис № 878, «сахих».