Убежденность в существовании ангелов — один из шести столпов веры в Исламе. В Священном Коране сказано:
Мир ангелов — параллельный нам мир, пересекающийся, взаимодействующий с нашим человеческим мирозданием, но в нем отсутствуют земные законы физики. Ангелы сотворены из света, бесполы, невероятно сильны и во всем покорны Господу миров. Они сопровождают людей, помогают, защищают или ставят с повеления Творца «на место» на протяжении всего мирского и вечного существования. По физическим возможностям несравнимо более могущественны, чем люди и джинны. В Священном Коране ангелы названы «высшим обществом»[2]. Ангелы, все без исключения, абсолютно безгрешны, падших среди них нет[3].
Ангелы и Аллах
Ангелы и время
То есть если вообразить, что люди вознамерятся долететь туда, пусть даже на самых сверхскоростных летательных аппаратах, с учетом самых невообразимых сегодня, но вполне реальных завтра достижений в космической отрасли, то им тем не менее, дабы преодолеть это расстояние, понадобится пятьдесят тысяч лет, а это огромное количество времени, которого у них просто нет.
Ангелы и пророки
Ангелы-хранители и ангелы-писари
Кстати, присутствие ангелов не зависит от того, верующий этот человек или нет. Любой пришедший на эту землю пользуется благами Творца и, в соответствии с Божьим замыслом и мудростью, оберегаем Им: «Нет такой души, над которой (у которой) не было бы [ангела-]хранителя» (Св. Коран, 86:4). Если поступает веление Всевышнего относительно какого-либо человека, например неприятность, которая в наказание или для испытания должна вот-вот его постигнуть, тогда ангелы-хранители отходят, уступая Божьему велению. Ангелы-хранители — это две смены по двое, один из двух обычно находится впереди, а другой — позади человека. Парно сменяют они друг друга на день и на ночь.
Ангелы-писари, неотступно пребывающие с человеком, — две смены по двое: один справа, другой — слева. Находящийся справа фиксирует благие дела, а тот, что слева, — грехи и проступки. Парно сменяют они друг друга на день и на ночь. Кстати, тот, что справа, является старшим по отношению к тому, кто слева[6].
Фиксируя все, что мы говорим и делаем, ангелы лишь собирают свидетельства. И это, наряду с сотнями других освидетельствований, — для вынесения наглядно продемонстрированного справедливого Божьего решения по каждому из потомков Адама и Евы, независимо от мирского положения (министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, иудей, христианин или мусульманин). Поэтому порой лучше лишний раз промолчать, чем, например, сказать нечто необдуманное, что может стать дополнительным весом на чаше грехов, а не благих дел. От языка много, очень много проблем, а спасение — в молчании[8]. Смена ангельского «караула» происходит во временном промежутке утренней и послеполуденной молитв.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сменяет одна группа [охраняющих вас] ангелов другую ночью и днем. Собираются они [сдавая и принимая ответственный пост] на утренней молитве и на послеполуденной. После чего освободившиеся ангелы возносятся ввысь. Всевышний спросит их, хотя Он и так в полной мере осведомлен о положении дел каждого из людей: «В каком состоянии вы оставили человека?» [Относительно молящихся и на деле знающих, что такое обязательная молитва, последует ответ ангелов:] «Мы покинули их, когда они молились [или собирались помолиться, завершив дела и улучив момент для своевременного совершения молитвы][9], а вернувшись [заступив на новую смену], застали их также в молитве»[10].
Ангелы и наши грехи
Ангелы, фиксирующие наши проступки, выжидают некоторое время, не записывая их в личное дело. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если верующий совершает греховное деяние, ангел [фиксирующий это] ждет в течение трех часов. В случае если человек раскается и попросит прощения у Господа [а также сделает все от него зависящее для исправления греха], проступок будет аннулирован и в День Суда не станет причиной мучений и страданий»[11].
Ангелы и физическая немощность человека
Пророк Мухаммад говорил: «Если мусульманина (покорного Богу человека) постигает болезнь, ограничивающая его физические возможности [например, из-за температуры он прикован на несколько дней к постели или из-за перелома ноги ограничен в подвижности на несколько недель], тогда Господь поручает ангелам-писарям: «Пока он будет в Моих «оковах», пишите ему за каждый прожитый день и прожитую ночь столько благого, сколько было совершаемо им обычно в период здравия»[12].
Ангелы, несущие трон
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Разрешено мне было рассказать вам о той группе ангелов, которые несут Трон Божий — между мочкой уха и плечом одного из таких ангелов расстояние семисот лет пути [это расстояние вы, люди, сможете одолеть лишь за такой период — семьсот лет пути! Призадумайтесь! Этот ангел лишь одна из единиц бессчетного числа Божьих творений. И потому представление о вечном, а тем более о Господе миров, Творце всего сущего, не старайтесь уместить в свой весьма совершенный, но все же ограниченный разум!]»[15].
Ангелы и любовь Всевышнего к людям
«Если Аллах (Бог, Господь) полюбит человека [за его устремления, намерения, дела или поступки], то обратится к [ангелу] Джабраилу (Гавриилу): «Я люблю того человека, полюби же его и ты». [Архангел] Джабраил (Гавриил) станет питать самые добрые чувства к этому человеку и воззовет в небесах: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит того человека, так возлюбите же и вы его!» И возлюбят его обитатели небес, и получит он благословение на земле [за что бы он ни взялся, все нужное и полезное для него начнет получаться; преодоление земных экзаменационных препятствий станет осознанным, последовательным и результативным для него]»[16].
Ангелы и верующие люди
*
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «Когда молится один человек за другого в его отсутствие, то ангелы сопровождают эту мольбу прошением: «Господи, прими мольбу, а также и его самого одари этим [дай и ему то, что он просит для своего товарища, друга, брата или любого другого]»[17].
Ангелы и совершающие намаз
Пророк Мухаммад сказал: «Ангелы молятся за любого из вас, пока он не сходит с того места, на котором совершил молитву-намаз, и пока не нарушится его состояние ритуальной чистоты. Они молят Бога: «О Господи, прости прегрешения этого человека, помилуй его»[18].
Ангелы и пятничная молитва (джума-намаз)
«В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать»[19].
Ангелы и щедрые люди
«Каждое утро два ангела опускаются [на землю]. Один из них молит Всевышнего: «О Господи, щедрому человеку[20] воздай [значительной] прибылью [в материальном плане или духовном, а также удаляя от неприятностей и бед]!» Второй говорит: «О Господи, скупому воздай ущербом (потерей, убытком)»[21]. Щедрость, конечно же, в первую очередь должна проявляться к семье, родным, к гостям и в совершении праведных дел[22].
Ангелы и Ночь могущества
В месяце поста есть одна величественная ночь — Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев. В Священном Коране сказано:
Слово «аль-кадр» может быть переведено как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное число ангелов, что им становится просто тесно». «Ночь могущества — это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]»[24].
У ангелов есть крылья
«Что пожелает в творении, Он делает более многочисленным». Когда пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды увидел ангела Джабраила (Гавриила), у того было шестьсот крыльев, расстояние между каждой из пар которых можно сравнить с тем, что между восходом и заходом (востоком и западом)[26].
Ангелы и изучение наук
Последний Божий посланник, пророк Мухаммад, говорил: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им (проявляя уважение). За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим)[27] перед просто набожным человеком (‘абид)[28] подобно преимуществу [полной] луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые — наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»[29]
Ангелы и изображение живого
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:
— «Ангелы [проявления милости Творца][30] не заходят в помещения, где находятся «тамасиль»[31], «тасавир»[32];
— «Ангелы не заходят в помещения, где находится «сура»[33]»[34];
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «тасавир»[35]»[36];
— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или «сура»[37]»[38].
При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Господа) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[39], не препятствуют присутствию ангелов»[40].
Ангелы и оружие
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, ангелы проклинают того, кто направляет на другого оружие, пока он не опустит его, [проклинают] даже если это его родной брат [то есть вне зависимости от того, серьезная ли это угроза или шутка, такого рода действие категорически недопустимо. Исключение — защита Родины от вероломного врага]»[41].
Ангелы и атеисты
На протяжении всей жизни неверующие люди, как и неопределившиеся, желавшие усидеть на двух стульях, будут на общих основаниях оберегаемы ангелами, защищаемы. Дела зафиксируются. Они проживут в обычной взаимосвязи мира людей с миром ангелов, но когда атеист, язычник или лицемер подойдет к смерти, так и не уверовав в Бога, в Его единственность и непостижимость, так и не осознав постулатов веры, не определившись, что является самым главным и самым ценным, единственно верным, ангелы в своем отношении к ним резко изменятся:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего выходит испариной (потом). Душа же безбожника извлекается подобно душе осла. Если за верующим были грехи [ведь он человек, а не ангел, а потому неидеален], то процесс смерти для него ожесточается, что [при правильном отношении к неприятным ощущениям] искупит его прегрешения. А если на счету у безбожника благие дела [которые остались еще не компенсированы тем или иным мирским благом], то будет воздано ему за них легкостью смерти»[42].
Конец Света и День воскрешения
*
С первым пронизывающим все живое звуком Горна во всех мирах все без исключения будет волею Творца умерщвлено. Упоминается, что между глобальным умерщвлением и следующим за ним абсолютным оживлением всех и вся пройдет сорок лет. А вот каких лет, одному Богу ведомо[45]. Первый звук Горна и второй произведет ангел Исрафиль.
Смогут ли они ходатайствовать за человека или за джинна
*
Ангелы и Рай
Ангелы и Ад
*
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В аяте употреблено слово «бирр», смысл и значение которого подразумевает все формы благородства, доброты, праведности, всего, благодаря чему человек становится ближе к Богу.
[2] См., например: Св. Коран, 37:8; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 12. С. 72, 77.
[3] В этом мнение мусульманских богословов едино. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 141.
[4] Второй вариант перевода: «Он (Бог) показывает вам (людям) молнию, вселяя [в одних] страх [перед надвигающимися ударами грома и возможными бедами, а в других] надежду [на блага, которые принесет дождь в виде урожая], и Его волею появляются тяжелые [грозовые] тучи…»
[5] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 550, 554.
[6] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 134, 138, а также т. 4. С. 245.
[7] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 26. С. 291–298.
[8] См., например: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 581, 582, хадис № 4837; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 10. Ч. 19. С. 260; аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.]. Т. 3. С. 105, 106.
[9] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 47.
[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 184, хадис № 555; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 42, хадис № 555.
[11] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 495, хадис № 8103, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 290; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 448, хадис № 907, «сахих».
[12] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 495, хадис № 8104, «сахих».
[13] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 95.
[14] Такое творение Всемилостивого Господа, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.
[15] Хадис от Джабира; св. х. Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 515, хадис № 4727, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 906, «сахих».
[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 993, хадис № 3209; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 373, хадис № 3209.
[17] Хадис от Абу Дарда’, св. х. Абу Дауда и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 308; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1534, «сахих».
[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 157, хадис № 445; там же. Т. 2. С. 994, хадис № 3211; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 708, хадис № 445; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 48, хадис № 1753, «сахих».
[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 256, хадис № 929; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 332, хадис № 24–(850); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 374, хадис № 3211; там же т. 3. С. 465–470, хадис № 881 и пояснения к нему.
[20] Для того чтобы быть щедрым, не обязательно иметь материальный достаток. Можно быть искренне щедрым на улыбку, пожелание блага другому, на мудрый совет, умение щедро потратить время на внимательное слушание того, кто нуждается в твоей помощи. Часто именно в этом мы скупы, хотя другие нуждаются больше не в материальной поддержке, а именно в психологической, моральной, духовной. Конечно, в хадисе первоочередно подразумевается щедрость в трате материальных средств в помощь и на благо другим.
[21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 429, хадис № 1442; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 388, хадис № 1442; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 8. С. 124, хадис № 3333, «сахих».
[22] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 389.
[23] С учетом грамматических тонкостей можно перевести и следующим образом: «Она (Ляйлятуль-кадр) — мир (безопасность, благополучие)». См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.
[24] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7726, «сахих».
[25] Нужно учесть, что ангелы сотворены Богом из света и нематериальны.
[26] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 559, 560.
[27] ‘Алим — тот, кто имеет фундаментальные научные познания и тратит основную часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т. д.). То есть религиозная практика является лишь незначительной частью его поклонения Творцу.
[28] ‘Абид — тот, кто имеет жизненно необходимый минимум знаний в вопросах религиозной практики и применяет их в меру сил и возможностей. Свободное время посвящает поклонению Творцу, дополнительным молитвам-намазам, дополнительному посту или паломничеству. То есть его религиозность проявляется не более чем в совершении ритуалов.
[29] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.
[30] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 579. Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.
[31] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 146.
[32] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим [Сокращенный вариант свода хадисов имама Муслима]. Бейрут: аль-Ямама, 1996. С. 408, хадис № 1364.
[33] Слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473. В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых называла статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте, — словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.
[34] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 996, 997, хадисы № 3224 и 3226; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.
[35] Объяснение данного слова см. в предыдущих сносках.
[36] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1884, хадис № 5949; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.
[37] Объяснение данного слова см. в сноске выше.
[38] Св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 997, хадис № 3227; там же. Т. 3. С. 1221, хадис № 4004; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.
[39] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.
[40] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 265.
[41] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1052, хадис № 125–(2616); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 169, хадис № 125–(2616); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 272, 273, хадис № 5944, «сахих».
[42] Хадис от Ибн Мас‘уда. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 450; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 563, хадис № 42187; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 19.
[43] Не забывайте, что ангелы имеют строение абсолютно отличное от человеческого.
[44] Ср.: «…Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор., 15:52).
[45] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 30, 34.
[46] То есть как вы можете обожествлять нечто земное, говоря, будто это приближает вас к Богу (см. Св. Коран, 39:3) и заступится за вас пред Ним, когда даже самые могущественные творения Господа — ангелы — не в состоянии этого сделать, кроме как с Его дозволения и одобрения?!
[47] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 252, 253, 256.
[48] Подробнее см., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 469, 470; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 19. С. 52–54; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 239–256.