Мир души

Покаяние (тауба) в Исламе

Покаяние (тауба) — то, с чего человек верующий начинает свой день, и то, что никогда его не покидает, становится неотъемлемой частью его духовной жизни[1]. Один из наших современников метко заметил: «Разве может быть пустословным человек, говорящий, что построил дворец или написал книгу? А ведь построить прекрасный дворец легче, чем выстроить, восстановить опустошенную душу. Написать ценную книгу […]

Хасад (зависть) в Исламе

Зависть бывает двух видов и проявляется по-разному. Хасад (черная зависть) — это когда завистник не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти[1]. Такое качество крайне греховно и вредоносно в первую очередь для самого завистника. Верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. […]

Ридо (довольство)

Более полное значение арабского слова «ридо» (довольство) примерно таково: когда (1) сложившиеся обстоятельства уже не изменить, нет возможности как-то повлиять на них или (2) возможность изменить положение дел есть, и человек делает то, что в его силах, — в обоих случаях он соглашается с наличествующей ситуацией, обстоятельствами, принимает их, причем с любовью, сколь бы горько […]

Сукут (сомт). Молчание

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто уверовал во Всевышнего и [в истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!» [1] Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Всевышнего ответил: «Вот это» – и указал на язык [2]. У пророка Мухаммада спросили: «Что больше всего […]

Рифк (доброта)

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: — «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит доброту (доброжелательность, мягкость) во всем [во всех ситуациях и при любых обстоятельствах]»[1]; — «Кто лишит себя доброты (доброжелательности; мягкости; снисхождения) [будет строгим и суровым], тот лишит себя [большого количества] благ [которые имел бы и приобрел бы, будь ему присуща доброта, […]

Адаб (воспитанность)

В Священном Коране сказано: «Верующие, защищайте себя, а также свои семьи от Ада [культивируя нравственность и взаимопонимание в семье]!» (см. Св. Коран, 66:6). Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас, поясняя этот аят, говорил: «То есть обучайте свои семьи и воспитывайте»[1]. На слова восхищения своей утонченной воспитанностью пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал: «Господь […]

Хулюк (нравственность)

«И воистину, ты [о Мухаммад] — обладатель высокого нрава (в тебе заложена высокая нравственность как неотъемлемая часть твоей сути)» (Св. Коран, 68:4). Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[1]; «Поистине, наилучшими из вас являются те, кто наилучшие по морально-нравственным […]

Мухасаба (умение давать себе отчет)

Верующий периодически (ежедневно, ежечасно) дает себе отчет по совершенным делам и поступкам: плохо или хорошо, греховно или праведно, легкомысленно отнесся к делу или с должным вниманием. За хорошие результаты мусульманин благодарит Всевышнего, а замечая промахи и проступки, молит о прощении. Это относительно внешних дел и поступков. Что же касается ощущений, того, что происходит в душе […]

Вера и свобода

Придыхание Свобода… Это слово произносится с придыханием, вызывая легкий озноб, оно необъяснимо проникает в самую глубину сердца. Как много народов и поколений человечества исчезли с лица Земли, отстаивая право на свою свободу. Вера высвобождает потенциал человека, весь, без остатка, раскрывает в нем то внутреннее, о чем он не ведал ранее. Чувство свободы — производное от […]

Найти свой цвет

Подлинные цвета Кем быть, какими? Зелеными? — оставим это экологам из Гринпис. Красными, белыми, черными? — это достояние истории. А про разноцветность — вообще умолчим. Человек сегодня (вне зависимости от национальности и конфессии) перегружен сложной системой общественных отношений, законов, веяний, тенденций, приоритетов, собственных устремлений и потребностей. Он просто не успевает подстроиться под постоянно трансформирующийся кодекс […]
 
Аят: 1:1