Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Ридо (довольство)

Более полное значение арабского слова «ридо» (довольство) примерно таково: когда (1) сложившиеся обстоятельства уже не изменить, нет возможности как-то повлиять на них или (2) возможность изменить положение дел есть, и человек делает то, что в его силах, — в обоих случаях он соглашается с наличествующей ситуацией, обстоятельствами, принимает их, причем с любовью, сколь бы горько ни было. В душе такого человека не появляется удручающий осадок негодования, обиды, его душа легка и спокойна[1].

Часто ли люди бывают довольны имеющимся положением дел, уделом, прожитыми годами и десятилетиями? Наверное, редко, хотя...

Изначально важно различать два состояния человеческих души и тела: довольство и удовлетворенность. Они в целом схожи и подразумевают чувство внутреннего удовлетворения. Отличие состоит в том, что удовлетворять — значит выполнять чьи-либо желания, требования; наделять вдоволь, снабжать достаточно, вволю[2]. И следовательно, удовлетворенность — это ощущение достаточной полноты имения в результате некоего действия, достаточной степени реализации нужды. Довольство же подразумевает ощущение достаточности имеющегося, однако это вовсе не обязательно связано со скромностью запросов.

С учетом мусульманской этики и подхода к жизни: верующий человек не останавливается, удовлетворяясь чем-то достигнутым, но на каждом из этапов жизни, на любом отрезке времени или пути он доволен пред Богом общим и частным положением дел. Кстати, довольство — это не только и не столько проговоренное языком «альхамдулил-ля» (слава Богу), сколько постоянство глубины и объема удовлетворенности и благодарности сердцем.

Как достичь такого состояния души? Как это воспитать в себе? Попробуем понять.

«Довольство — это не то, когда ты не чувствуешь проблем (их нужно чувствовать, чтобы уметь последовательно решать), а то, когда ты не возражаешь, не протестуешь против произошедшего (ты соглашаешься с тем, что уже произошло, но не отягощаешься переживаниями, а делаешь от тебя зависящее во благо того, что будет завтра)»[4].

Некий человек в присутствии одного из исламских мыслителей сказал: «Нет ни мощи, ни силы, кроме как у Всевышнего»[5], тот в ответ произнес: «В твоих словах душевная отягощенность, тяжесть, а подобное состояние — проявление недовольства пред Богом (ты уповаешь на силу и мощь Творца, а в душе крайне недоволен, каков же тогда смысл проговоренных слов?!)»[6].

Второй праведный халиф ‘Умар однажды написал к Абу Мусе аль-Аш‘ари: «Все благо — в довольстве! Если ты в состоянии быть довольным происходящим, то будь таковым, в противном случае — проявляй терпение»[7].

Если сердце полно чистого, легкого, воодушевляющего и окрыляющего довольства пред Аллахом, то это знак, что Он доволен тобою. В Священном Коране сказано:

«Аллах (Бог, Господь) доволен ими, и они [всей глубиной души] довольны Им» (см. Св. Коран, 9:100).

Речь идет об «оказавшихся первыми [вступившими в ряды сподвижников на первом этапе формирования миссии заключительного Божьего посланника] из числа мухаджиров [тех, кто в защиту веры и чести покинул Мекку и переселился в Медину] и ансаров [кто принял у себя в Медине переселенцев из Мекки, встретил их горячо и радушно], а также тех [людях, что будут жить на земле до Конца Света], кто с благородством последовал за ними (последовал их примеру) [в лучшем; в вопросах веры и покорности Творцу, в красоте поступков и нравов], ими Аллах (Бог, Господь) [уже] доволен, и они [всей глубиной души] довольны Им. Он уготовил им райские сады [невообразимой красоты], возле которых текут реки, там пребудут они вечно. Это [умение столь плодотворно прожить жизнь, получив такой итог в вечности] — великая удача» (Св. Коран, 9:100).

Слово «благородство» (ихсан), приведенное в аяте, в толковом словаре арабского языка дается как «совершение того, что является благом для других, причем когда делается с чувством милосердия и любви»[8]. А учитывая смысл одного из хадисов, можно дополнить следующим: «Последовавшие за ними [за заключительным Божьим посланником и его сподвижниками] с ихсаном [то есть с ясным ощущением: молиться и жить следует так, будто ты видишь Бога, понимая, что не увидишь Его, но чувствуя, что Он видит тебя[9]]».

Другой аят дает следующий практический шаг подведения себя к чувству довольства, внутреннего комфорта в тех обстоятельствах, в которых мы оказались волею Господа миров:

«Воистину, Аллах (Бог, Господь) повелевает [вам, о люди] быть справедливыми[10], благородными [в поступках] и щедрыми к близким [хотя бы на доброе слово]. Запрещает вам излишества (распутство, разврат) [совершение прелюбодеяния], аморальное [с точки зрения здорового человеческого восприятия; порицаемое, отвратительное, скверное, дурное, постыдное] и [запрещает] притеснение (покушение) [на честь, жизнь и имущество других]. Назидает вам, так прислушайтесь же!» (Св. Коран, 16:90).

Благородными поступками, начинаниями и умением довести дело до положительного эффективного результата; справедливостью; удаленностью от аморальности и невоспитанности, делами стараясь следовать верному пред Богом жизненному пути, человек подводит себя к тому, чтобы Творец всего сущего был им доволен, и это отразится в сердце верующего, даст возможность прорасти в его душе ростку довольства, которое со временем распустит прекрасные цветки и распространит на бескрайних просторах души неповторимый аромат. И достигаемо это не многочисленным повторением зазубренных молитвенных формулировок и не многократными земными поклонами, а фактическими повседневными и многолетними делами и поступками, при совершении которых человек окрылен устремленностью к Богу и желанием оставить на земле то, за что не будет стыдно пред Ним в День Суда.

Когда человек бывает по-настоящему доволен пред Богом имеющимся? Когда и серьезная утрата, потеря, и большой успех воспринимаются одинаково спокойно и не ослабляют, а тем более не парализуют жизненную активность и настрой на оптимизм.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 529.

[2] Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского  языка. М.: Русский язык, 1999.

[4] См.: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 309.

[5] Эти слова обычно проговариваются, когда человека постигает беда или несчастье.

[6] См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 311.

[7] См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 312.

[8] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 318.

[9] «Что такое аль-ихсан?» — задал Пророку вопрос пришедший в облике человека архангел Джабраил (Гавриил). «Это когда ты поклоняешься Богу подобно тому, как будто видишь Его. Конечно же, ты не видишь Его, но Он ведь видит тебя», — ответил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 36, хадис № 1–(8); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 157–160.

[10] Побуждает быть беспристрастными.

Мир души

Ридо

Довольство

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Аят дня

Хадис дня

63:9

Верующие, пусть богатства ваши (достаток, материальное благополучие) и ваши дети не отвлекают вас от упоминания Аллаха (Бога, Господа) [не забывайте, что все это у вас с Его одобрения и благословения; дисциплинируйте себя в важных вопросах, не тратьте время впустую и благоразумно расставляйте приоритеты между земным и вечным]. Кто сделает это [то е

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic