Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Пророк ﷺ, желая выступить в военный поход, скрывал свой замысел и говорил: «Война — это хитрость»[1]. Несмотря на то что он соблюдал все обязательства перед Аллахом и уважал законы, регулирующие жизнь людей, некоторые арабские племена смогли обманным путем выманить группу лучших чтецов и казнить их всех до одного в местечке Би’р ма‘уна. Лишь птицы теперь кружили в воздухе над телами отдавших свои жизни на Его пути. Эти люди, ставшие жертвами обмана, были самыми любимыми перед Аллахом, но вопреки их статусу, Он не позволил никому из них улететь без крыльев или избежать предрешенного исхода. Все происходило в соответствии с предопределением и законами мироздания.
Если предосторожность и осмотрительность являются пророческой Сунной, воистину, усиленная подготовка и приложение всех необходимых усилий — еще более сильная его Сунна. Как ты думаешь, посредством чего Мухаммад одерживал победу? Он довел до совершенства качества своих последователей посредством веры подобно тому, как летняя жара с палящим солнцем способствует созреванию плодов. Когда он направил их во все стороны света, их призыв был подобен реву сильного урагана, сносящего преграды на своем пути.
Ислам с первого дня вел битву, ведомую Откровением. Поэтому его начало сравнимо с громом и молнией.
«Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии, они пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы].
Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники)» (Св. Коран, 2:19).
Есть ли место инертности и равнодушию в этих сплоченных рядах сподвижников?! Горе нынешним мусульманам, коли они надеются обрести успех, лишь опираясь на чудеса, в то время как мир держится мертвой хваткой за установленные Всевышним законы мироздания, шагая вперед и достигая новых высот.
Мы не отрицаем существования чудес, однако они происходят не только с праведными мусульманами, но и с людьми неверующими, порочными. Если человек пройдет по воде, не намочив стопы, это не указывает на его праведность. Основой праведности и благочестия является то, что Аллах установил из веры и действий. Изучение и приписывание чудес тем, кому они были присущи, — чисто исторический вопрос для тех, кто желает познать те события. Однако в этих чудесах нет прямой связи с основами веры и религиозными предписаниями.
Это применимо к чудесам, помимо тех, которые свидетельствовали посланникам о правдивости донесенного ими от Аллаха и подтверждали их. Однако стоит отметить, что пророчество и чудеса остались в прошлом, а потому нет смысла затевать спор касательно них. Ты познал, что главное чудо Мухаммада, сына ‘Абдуллаха, не подобно тем, которые ему предшествовали. Оно будет существовать до Конца Света и направлено на разум человека. А после Аллах устроил его жизнь и призыв в соответствии с законами и причинно-следственными связями.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 1361, хадис № 1739.