Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Предвестие будущего (Сира 20)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мухаммад ﷺ, как и все люди, не знал сокрытого и того, что будет завтра. Не надлежит ждать от него подобного после того, как ему снизошло веление Аллаха.

«Скажи [Мухаммад]: «[Даже] касательно самого себя я не контролирую ни добро, ни зло [которые постигают меня], все [встречающееся на нашем жизненном пути] по воле Ал­лаха (по Божьей воле) [если и можем мы, люди, на что-то повлиять, так только посредством конкретизированных молитв-ду’а, щедрых благодеяний и целенаправленных усилий, труда и самодисциплины]. Если бы я знал неведомое [к примеру, то, что произойдет завтра или срок наступления Конца Света], тогда приумножил бы блага и меня не постигло бы зло [так как я бы имел возможность защитить себя от него заблаговременно]. [Однако же] я — лишь увещеватель [предостерегающий вас], несущий верующим радостную весть [о счастье земном и вечном]» (Св. Коран, 7:188).

Рядом с ним могли быть скрывающие зло, но при этом напоказ проявляющие любовь. Он не ведал о них, пока обстоятельства не раскрывали их суть.

«Вокруг вас [вокруг города Медины в тот исторический период были] бедуинские племена, становившиеся религиозными лишь ради мирской выгоды. Среди жителей Медины [также есть] упорствующие в лицемерии. [Это состояние стало для них привычным и естественным.] Ты [Мухаммад] их не знаешь, а Мы их знаем. Они дважды будут наказаны, затем их постигнет суровое наказание [в Аду]» (Св. Коран, 9:101).

В День Воскрешения он с удивлением встретит людей, которых оставил, воспринимая их как верующих и стойких. Однако смуты раскроют их внутреннюю черноту и худший исход. Пророк ﷺ произнесет слова, что сказал ранее ‘Иса (Иисус):

«Я не сказал им чего-либо, кроме того, что было приказано Тобою: «Поклоняйтесь Аллаху (Богу), моему Господу и вашему». И я был их свидетелем лишь на период моего нахождения среди них. Когда же умертвил [усыпил] Ты меня [вознеся к Себе], Ты стал наблюдающим за ними [то есть я, о Боже, не могу отвечать за их поступки, которые совершались ими после меня, после моего вознесения к Тебе]. Ты всему свидетель» (Св. Коран, 5:117).

Порой Аллах раскрывал ему сокровенное по Своей мудрости и по ряду причин. Подобно тому, как пришло в Откровении сообщение о том, что персы потерпят поражение от рук римлян после одержанной ранее персами победы над римлянами. Весть об этой победе разнесли странники. Язычники стали злорадствовать по причине несчастья римлян, а мусульмане, поддерживающие людей Писания, опечалились.

В одном из достоверных хадисов, переданном ‘Адийем ибн Хатимом [1], сказано: «Я находился рядом с посланником Аллаха, когда к нему пришел человек и пожаловался на нужду. Затем пришел еще один и пожаловался на разбой на дорогах. Пророк ﷺ спросил меня: «О ‘Адий, выдел ли ты Хиру?» Я ответил, что не видел, но слышал, тогда он сказал: «Если жизнь твоя будет долгой, ты увидишь странницу, которая будет путешествовать в своем паланкине из Хиры в Мекку, затем совершит обход вокруг Каабы, и при этом она не будет бояться никого, кроме Аллаха». Я подумал: «А как же разбойники местности Тайи, которые разожгли смуту повсюду?» Пророк продолжил: «Если твои дни продлятся, будут открыты сокровища Хосроя[2]«. Я спросил: «Сына Хурмуза[3]?» Он ответил утвердительно». Далее ‘Адий передает: «Я видел странницу, которая направлялась из Хиры в Мекку, совершила обход вокруг Дома, не боясь никого, кроме Аллаха. И я был среди тех, кто вошел в дворцы с сокровищами сына Хурмуза»[4].

Подобные хадисы были подтверждением обещанного Аллахом, что будущее — за Исламом, который будет править на востоке и западе.

«Он [Господь миров, является] Тем, Кто направил [к людям] посланника Своего [пророка Мухаммада] с верным путем и религией истины, дабы [последователи] всех религий познакомились с этим [и дабы стало это завершающим этапом религиозного развития человечества, последней ступенью до Конца Света]. В качестве свидетеля [твоей, Мухаммад, правдивости и того, что твоя миссия от Бога] Аллаха (Бога, Господа) достаточно. [Кто поверит тебе, то — себе же на пользу, кто отвергнет, то — себе же во вред.]» (Св. Коран, 48:28).

*

«Всевышний дал обещание тем из вас, кто уверовал и совершал благие дела, что сделает их преемниками (правителями) на земле [они, стараясь и стремясь, многого достигнут], как делал таковыми тех, что были до вас. Даст им возможность следовать религии, которую Он пожелал им. Воистину, заменит Он для них страхи [ведь они — люди, и периодами им может что-то угрожать] чувством спокойствия и безопасности [к чему они через усердие и с Божественного благословения придут].

Они будут поклоняться Мне и не станут обожествлять что-либо иное. Кто же после этого [умудрится] стать безбожником [начав игнорировать Божественное, оставляя позади свою праведность и обязательность пред Богом, как почувствует уверенность через предоставленные ему материальные, физические или властные возможности, начав мнить себя вершителем истории и безупречным покорителем земных, мало для кого доступных вершин], те — закоренелые [безвозвратно забывшие истинное положение дел] грешники» (Св. Коран, 24:55).

Человек, ведающий о внутреннем мире других, может увидеть, что они несут в себе и скрывают. Мухаммад ﷺ был знатоком душ и человеческой сути, жизни и ее изменчивой природы, прежних религиозных убеждений и судеб их последователей, пытавшихся обрести право на жизнь на этой земле. Разум пророков имел чистую природу и сияющее вдохновение. Каково же положение предводителя всех пророков, окруженного Божественной опекой с момента рождения, чтобы он понес миссию, чудо которой сокрыто в ее методологии. Она, в свою очередь, строится на возвышении естественной природы человека и раскрытии разума. Лучше всего ее осуществит тот, кто обладает пониманием действительности и последующих событий.

Потому существует множество повествований Пророка ﷺ о смутах. Целью этих повествований является не просто сообщить о смутах, а — предостеречь и подготовить. Пророк рассказывал о смутах, которые коснутся людей по причине их разногласий в мыслях и несхожести характеров. Он упомянул искушения, что постигнут сердца по причине их чрезмерной устремленности к мирскому и тленному. Он предвещал смуты, что обрушатся на всю мусульманскую общину, когда неверие вернется после своего поражения, вновь обретая былую силу.

Пророк ﷺ сказал: «Будут смуты. Во время них сидящий лучше стоящего. Стоящий лучше идущего. Идущий лучше бегущего. Кто попытается вступить в эти смуты, того они поглотят и уничтожат. Кто же сможет воспользоваться прибежищем или спасением, тот пусть сделает это»[5].

Приводится также в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, что из признаков Конца Света «будут утрачены знания, распространятся невежество и прелюбодеяние, люди будут употреблять одурманивающее, численность мужчин уменьшится настолько, что на пятьдесят женщин будет приходится один кайим (уверенно стоящий и осознающий свою ответственность покровитель)»[6].

В своде имама Муслима передается: «Выйдет Антихрист из моей уммы, будет пребывать сорок, потом Аллах пошлет Иисуса, сына Марьям[7]. Он будет подобен ‘Урве ибн Мас‘уду[8], найдет Даджаля и уничтожит. Люди будут пребывать вне вражды между собой семь лет. После Аллах отправит прохладный ветер, который подует со стороны Шама — и на земле не останется никого, в чьем сердце будет хоть на вес пылинки блага и веры. И если даже один из них укроется в ущелье горы, то ветер последует за ним и заберет его душу. Останутся худшие из людей, легкомысленные, как птицы, и злые, как хищные звери. Они не будут признавать общепринятые нормы и не будут испытывать неприязнь к греховному. Перед ними предстанет шайтан и скажет: «Не ответите ли вы мне?» Они спросят: «Что ты велишь нам?» Он призовет их к поклонению идолам. На них в изобилии будет нисходить удел и жизнь их будет прекрасна, после чего протрубят в Рог. И все будут умерщвлены» [9].

‘Абдуллах ибн Мас‘уд передает: «Не наступит Час, пока не останутся худшие. Те, которые не признают благого и не испытывают неприязни к скверному. Они будут совокупляться подобно ослам, утратив чувство стыда»[10].

Пророк ﷺ предостерегал своих последователей от смут. Но самое страшное из них — это то, что учение Ислама постигнет увядание, исчезновение. Свидетельство Единобожия в сознании людей утратит свой глубинный смысл. Многие даже не будут осознавать весь смысл этих слов.

Молитва утратит свою суть — трепет, — после чего подвергнутся коррозии ее внешние проявления, превратившись в постукивание головой об землю. Джихад[11] утратит свой дух, а именно искренность, превратившись в добычу трофеев и обращение в рабство свободных людей. Пост превратится из терпения и умения себя ограничивать, а также воспитания своих инстинктов, в подготовку к большим застольям и увеличению затрат. Хадж превратится в странствие, где мирское преобладает над вечным. Правление превратится из служения обществу с его согласия к превосходству одних над другими, построенному на притеснении и тирании. После духовно и нравственно падут и правители, и поданные. Даже любовь мусульман к их Пророку после его смерти будет сводиться к возгласам и бормотаниям сборищ людей при посещении его могилы, но позабывших наиглавнейшую суть пророческой миссии и потерявших нравственные основы, которые оставил Пророк[12].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Адий ибн Хатим — один из сподвижников пророка Мухаммада.

[2] Хосрой II — король из династии Сасанидов, правивший Ираном в период с 32 года до хиджры по 6 год по хиджре (591–628 гг. по григор.). Один из самых известных шахов Ирана.

[3] Хурмуз (Ормизд IV) — персидский шах из династии Сасанидов, который правил в период с 44 по 33 гг. до хиджры (579–590 гг. по григор.), сын Хосроя Ануширвана и тюркской царевны. Является потомком двух великих правителей — Хосроя Ануширвана и ябгу-кагана Истеми.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 197, хадис № 3595.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 1353, хадис № 7081.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. В 9 т. Бейрут. Т. 7. С. 37, хадис № 5231.

[7] Марьям бинт ‘Имран — мать пророка ‘Исы (Иисуса). Считается одной из самых праведных и наиболее почитаемых женщин в Исламе. Ее именем названа одна из сур Священного Корана.

[8] ‘Урва ибн Мас‘уд ас-Сакафи — сподвижник пророка Мухаммада, глава племени Сакыф в Таифе. Он был одним из первых людей своего племени, кто принял Ислам. Умер в 8 г. по хиджре (630 г. по григор.).

[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 2258, хадис № 2940.

[10] См.: Муснад Ахмад. Т. 7. С. 209, хадис № 4144.

[11] Джихад в переводе с арабского языка — это »приложение усилий, усердие». В Исламе это те усилия, которые прикладываются во имя утверждения веры и донесения Божьих истин до людей.

[12] Ибн аль-Кайим сказал: «Если ты оказался в обществе людей, то увещевай в первую очередь свое сердце и свою душу, и пусть не обольщает тебя их скопление вокруг тебя, ведь они следят за тем, какой ты внешне, Аллах же следит за тем, какой ты внутри» См.: аль-Джаузия Ш. Мадаридж ас-саликин [Степени идущих]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2010. Т. 2. С. 68.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1