Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Мнение суфиев о тавассуле

Заключительная часть большого материала о тавассуле на нашем сайте umma.ru. Первую и вторую части читайте отдельно.

Смысл тавассуля заключается, по мнению суфийских ученых, в том, что человек использует причины, приближающие его к Аллаху (Богу, Господу). Посредством них же, то есть причин, человек приходит к тому, что для него уготовано Свыше.

Аль-васийля (однокоренное с тавассуль и близкое по значению) – то, что приближает к Аллаху (Богу, Господу) и способствует довольству Его. Суфии разделяют это на следующие категории:

1. Аль-васийля посредством места. Есть три священных мечети: аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Воздаяние за молитву-намаз в них увеличивается Господом многократно[1]. Также таким особым местом является Мекка, ведь лишь и только в ней можно совершить ритуалы хаджа (паломничества).

2. Аль-васийля посредством времени. Ночь могущества (Ляйлятуль-кадр), например, лучше, чем тысяча месяцев, как сказано в Коране[2]. В пятницу есть короткий период, когда все молитвы принимаются Богом[3]. Время разговения в каждом дне месяца Рамадан – благословенное время[4]. Отдельные благословенные ночи[5] и раннее утро (время утренней зари, рассвета) в каждом дне[6].

3. Аль-васийля посредством благого деяния. Есть достоверный хадис о трех людях, оказавшихся заблокированными в пещере: каждый из них взмолился Богу и упомянул свой наиболее благородный поступок за период прожитой жизни, и глыба, неожиданно перегородившая единственный выход, сдвинулась, дав им возможность освободиться от смертельного заточения[7].

4. Аль-васийля посредством праведника. В качестве примера обычно приводится история обращения ‘Умара ибн аль-Хаттаба в период тяжелой засухи к дяде пророка Мухаммада аль-Аббасу, чтобы тот помолился о дожде[8]. И здесь два варианта: (1) ты просишь Бога принять твою мольбу-ду‘а, при этом упоминая в качестве аль-васийля того или иного праведника, либо (2) ты просишь непосредственно у праведника, чтобы помолился Богу о твоей просьбе, учитывая особое положение данного набожного человека.

Сутью тавассуля ученые-суфии считают использование особого положения пророков и праведников пред Всевышним, ведь они любимцы Бога, близкие к Нему, при этом есть четкое понимание отсутствия влияния с их стороны на что-либо в этой жизни: они не могут творить, не могут принести пользы или нанести вред. Уважение к шейху, почтение к нему и упоминание его имени в начале мольбы-ду‘а суфии не считают ширком (элементом язычества, многобожия). Крайне важным в этом посредничестве они оговаривают обращение с просьбой исключительно и только к Аллаху (Богу, Господу), а упоминание пророка или праведника является лишь способом усиления просьбы. При таком раскладе элементов язычества нет и быть не может. Если вдруг невежда начнет обращаться с мольбою-ду‘а к пророку или шейху, то его необходимо поправить, но главное – его намерение и убеждение. Его ошибка это не ширк (язычество, многобожие) и не куфр (безбожие), а лишь ошибка по незнанию, которую необходимо исправить.

Согласно суфизму, тавассуль можно осуществлять посредством как живых праведников, так и умерших пророков и праведников. Относительно умерших не подразумеваются их тела, а принимаются во внимание их души, пребывающие до Конца Света в загробном мире.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]». См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]». См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».

[2] «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» (Св. Коран, 97:3).

[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). <…> В этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам)». Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), с ожиданием вознаграждения [за нее только] от Аллаха (Бога, Господа), сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 193, хадис № 1782; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903, «хасан».

Передается о том, что молитвы-ду‘а верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками — Ураза-байрам и Курбан-байрам, будут непременно услышаны.

[6] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Два ракяата [сунны] утренней молитвы Фаджр лучше [ценнее], чем вся эта жизнь и имеющееся в ней». Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Отправляйся ранним утром либо (1) со знанием дела [ты знаешь, что делать, как и когда, все заблаговременно спланировав и приступив к решительным действиям с раннего утра], либо (2) с намерением получить новые знания (приобрести новые навыки), либо (3) слушающим [внимательно прислушивающимся ко всему полезному], либо (4) любящим [жизнь, то, чем занимаешься, тех, кто окружает тебя]. И не будь каким-либо иным, иначе погибнешь [растрачивая впустую собственную жизнь либо разрушая ее чем-то пагубным]». Св. х. аль-Барраза и ат-Табарани (филь-авсат). См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1213, «хасан».

[7] Ибн ‘Умар передает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Однажды трое из числа тех, кто был до вас, отправились в путь. На ночлег они остановились в пещере. Неожиданно кусок горы упал и [полностью] перекрыл им выход из пещеры. Они сказали [друг другу]: «Никто нас не спасет [помощи ждать неоткуда]. Единственное, можно попросить Аллаха (Бога, Господа) посредством наших благих [лучших] дел». Первый из них взмолился: «Господи, у меня были очень пожилые родители, и вечерами я никому не давал вечернего питья, кроме как после них. Однажды я сильно задержался. Когда вернулся, я как обычно надоил им вечернего питья, но оказалось, что они уже спят. И я не стал давать кому-либо из домочадцев надоенное. С питьем в руках я ждал их пробуждения до того момента, пока не засияла заря. Они проснулись и выпили. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались, сдвинь камень». И камень действительно немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно. Второй сказал: «Господи, у моего дяди была дочь, которую я любил больше кого бы то ни было из людей. Я желал ее, но она противилась мне. Так продолжалось до тех пор, пока не наступил тяжелый для нее год. Она пришла ко мне, и я дал ей сто двадцать динаров [золотых монет] с условием, чтобы она согласилась на нашу близость [согласилась выйти замуж]. Она согласилась, но, когда все уже было готово, отказалась. Я оказался в очень неловком положении. В итоге не тронул ее, покинул, хотя она была для меня самым любимым человеком на свете. Все переданное ранее золото я оставил ей. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень снова немного сдвинулся, но выйти пока еще было невозможно. И затем третий взмолился: «Господи, случилось так, что я нанял работников и после [выполнения необходимых работ] расплатился с ними, кроме одного – он оставил плату и ушел. Я [в свою очередь] приумножил это, причем так, что оно стало целым состоянием. Спустя какое-то время этот человек вернулся и попросил передать ему плату за труд. Я ответил: «Все, что ты сейчас видишь, – твое вознаграждение, и верблюды, и коровы, и бараны, и рабы». Тот воскликнул: «О раб Божий, не насмехайся надо мной!» Я ответил, что не смеюсь над ним [все очень даже серьезно]. В итоге он забрал абсолютно все, ничего не оставив. Господи, если я сделал это лишь и только ради довольства Твоего мною [а не ради молвы людской или благодарности], то освободи нас от того, в чем мы оказались». И камень сдвинулся так, что они смогли выйти».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 669, хадис № 2272; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 566, хадис № 2272 и пояснение к нему.

И есть еще один риваят данного хадиса. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 651, хадис № 2215; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1096, хадис № 100–(2743).

[8] Хадис Анаса о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб [в его бытность правителем], когда начиналась засуха, просил аль-Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба [дядю пророка Мухаммада] помолиться о ниспослании дождя и говорил: «Господи, раньше мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал нам дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» И начинался дождь.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 302, хадис № 1010; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 628, хадис № 1010 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1