Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Молчания во время проповеди (джума)

С момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание.

Пророк Мухаммад сказал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему [на себе] священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим]. А у того, кто говорит ему «замолчи» («умолкни и слушай»)[1], – у него нет пятницы. [Вроде как последний делает хорошее, призывая к молчанию, но даже это недопустимо]»[2].

Более достоверными и также подчеркивающими недопустимость разговора во время проповеди, как и любых реплик, являются следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему соседу: «Замолчи» («умолкни и слушай»), то сделаешь то, чего не следовало бы делать (твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую)»[3].

Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все они без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва-намаз засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать ее не надо. «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве-ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», — аргументируют свое мнение ученые.

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка (салават) при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо сохранять строгое молчание. В противном случае мы уходим с пятничного назидания и молитвы-намаза без Божьего благословения и вознаграждения (саваб).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Глагол, приведенный в хадисе, переводится как «молчать; умолкать, чтобы слушать».

[2] Св. х. Ахмада. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 180, хадис № 2033; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 10/421, «хасан ли гайрихи».

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 55, хадис № 801; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 277, хадис № 934; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 7. С. 32, 33, хадис № 2793, «сахих», а также с. 35, хадис № 2795, «сахих».

Подробнее см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 287–290; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 639–641.

Имам

Джума

Пятничная проповедь

Пятница

Проповедь

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:26

Поистине, Аллах (Бог, Господь) [легко] может дать вам поучительный урок и на примере [крошечного] комара, и на примере чего-либо большего [даже малые творения несут в себе мудрое совершенство, заложенное в них Творцом, не говоря уже о чем-то глобальном, вселенских масштабов]. Верующие знают, что это — истина от их Господа. Безбожники же вопрошают: «Что Аллах (Бог) хотел сказать этим примером?!» Через подобного рода [простые вещи] немало людей сходят с верного пути, как и немало встают на верный путь. Сходят же с пути веры [не желая размышлять над жизнью, бытием] именно грешники [плохие по своей натуре, аморальные, развратные люди] (Св. Коран, 2:26).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic