На начальном этапе мусульманской истории четко очертились границы между тремя враждующими(!) группами: шииты (среди них были те, кто объявил кяфирами Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и их сторонников), хариджиты[1] (объявившие имама ‘Али и ‘Усмана кяфирами) и сторонники Му‘авыи ибн Абу Суфьяна[2].
Каждая из первых двух групп (шииты и хариджиты), полагаясь на свои выводы в вопросах вероубеждения, объявила сторонников третьей группы кяфирами. По итогу всех этих политических и клановых разбирательств (куда примешалось и вероубеждение, ведь объявление другого кяфиром, влекшее за собой возможность посягательства на жизнь и имущество, было вмешательством в саму суть веры), вплоть до военных конфликтов, к власти пришел Му‘авыя ибн Абу Суфьян[3].
В процессе этих сложных, а порой и кровопролитных противоречий часть сподвижников пророка Мухаммада избрала срединный путь: не присоединяться к какой-либо из сторон конфликта, не вникать в суть противоречий, не искать правых, а неучастием способствовать завершению кровопролитной смуты. Они призвали: пусть каждый остается при своем мнении, а Всевышний в Судный День рассудит, определит правых. Отсюда и пошло название — мурджи’иты, то есть «отсрочившие до Судного Дня».
Отличие мурджи’итов
Основным отличием в вопросах вероубеждения явилось то, что они, мурджи’иты, в те первые десятилетия никого из конфликтующих сторон не отнесли к категории безбожников (кяфиров), всех считали носителями веры (имана), независимо от степени правоты или заблуждения.
Из-за невозможности канонически однозначного и категоричного определения, кто прав, а кто ошибается, они «отсрочили» это до Судного Дня. Далее уже по прошествии времени, в зависимости от той или иной исторической личности (богослов, проповедник или политик) или событий (клановые, племенные или политические разбирательства), данный богословски здоровый и обоснованный подход переводили в ту или иную крайность, говоря, например, что дела вообще не имеют значения, главное – вера в сердце. Но разбирать крайности без детального исторического контекста не вижу здесь уместным и рациональным[4].
Мурджи’иты сегодня
Как и где представлено данное догматическое течение на сегодня? По сути никак. Такого течения в современном мире не существует. Однако сама догматическая идея в ее здоровом, без крайностей, понимании верна, обоснована и встречается у представителей самых разных мусульманских течений современности.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее об этом периоде мусульманской истории и самих хариджитах читайте в моем богословском материале “Хариджиты. История и современность” на сайте umma.ru.
[2] Абу ‘Абдур-рахман Му‘авыя ибн Абу Суфьян аль-Омавий аль-Курайший — шестой халиф Арабского халифата и первый халиф Омейядского халифата c 661 года. Сын Абу Суфьяна, представитель дома Омейядов из племени курайшитов.
[3] Омейяды — династия халифов, основанная Му‘авией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абдурахмана I, основавшего династию в Испании (Кордовский эмират). См.: https://ru.wikipedia.org.
Омейядский халифат считается одной из самых больших держав в мире. Территория его простиралась от Китая на востоке до Франции на западе. Власть в нем передавалась по наследству. Просуществовал с 41 по 132 годы по хиджре, с 662 по 750 годы по григорианскому календарю. Столицей был Дамаск.
[4] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».