Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Мурджи’иты

На начальном этапе мусульманской истории четко очертились границы между тремя враждующими(!) группами: шииты (среди них были те, кто объявил кяфирами Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и их сторонников), хариджиты[1] (объявившие имама ‘Али и ‘Усмана кяфирами) и сторонники Му‘авыи ибн Абу Суфьяна[2].

Каждая из первых двух групп (шииты и хариджиты), полагаясь на свои выводы в вопросах вероубеждения, объявила сторонников третьей группы кяфирами. По итогу всех этих политических и клановых разбирательств (куда примешалось и вероубеждение, ведь объявление другого кяфиром, влекшее за собой возможность посягательства на жизнь и имущество, было вмешательством в саму суть веры), вплоть до военных конфликтов, к власти пришел Му‘авыя ибн Абу Суфьян[3].

В процессе этих сложных, а порой и кровопролитных противоречий часть сподвижников пророка Мухаммада избрала срединный путь: не присоединяться к какой-либо из сторон конфликта, не вникать в суть противоречий, не искать правых, а неучастием способствовать завершению кровопролитной смуты. Они призвали: пусть каждый остается при своем мнении, а Всевышний в Судный День рассудит, определит правых. Отсюда и пошло название — мурджи’иты, то есть «отсрочившие до Судного Дня».

Отличие мурджи’итов

Основным отличием в вопросах вероубеждения явилось то, что они, мурджи’иты, в те первые десятилетия никого из конфликтующих сторон не отнесли к категории безбожников (кяфиров), всех считали носителями веры (имана), независимо от степени правоты или заблуждения.

Из-за невозможности канонически однозначного и категоричного определения, кто прав, а кто ошибается, они «отсрочили» это до Судного Дня. Далее уже по прошествии времени, в зависимости от той или иной исторической личности (богослов, проповедник или политик) или событий (клановые, племенные или политические разбирательства), данный богословски здоровый и обоснованный подход переводили в ту или иную крайность, говоря, например, что дела вообще не имеют значения, главное – вера в сердце. Но разбирать крайности без детального исторического контекста не вижу здесь уместным и рациональным[4].

Мурджи’иты сегодня

Как и где представлено данное догматическое течение на сегодня? По сути никак. Такого течения в современном мире не существует. Однако сама догматическая идея в ее здоровом, без крайностей, понимании верна, обоснована и встречается у представителей самых разных мусульманских течений современности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее об этом периоде мусульманской истории и самих хариджитах читайте в моем богословском материале “Хариджиты. История и современность” на сайте umma.ru.

[2] Абу ‘Абдур-рахман Му‘авыя ибн Абу Суфьян аль-Омавий аль-Курайший — шестой халиф Арабского халифата и первый халиф Омейядского халифата c 661 года. Сын Абу Суфьяна, представитель дома Омейядов из племени курайшитов.

[3] Омейяды — династия халифов, основанная Му‘авией в 661 году. Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII века. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абдурахмана I, основавшего династию в Испании (Кордовский эмират). См.: https://ru.wikipedia.org.

Омейядский халифат считается одной из самых больших держав в мире. Территория его простиралась от Китая на востоке до Франции на западе. Власть в нем передавалась по наследству. Просуществовал с 41 по 132 годы по хиджре, с 662 по 750 годы по григорианскому календарю. Столицей был Дамаск.

[4] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».

Секты

Акыда

Течения

Мурджи’иты

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic