Мусульманская проповедь и ее источники

Проповедь — это выступление духовного наставника, имама-хатыба перед прихожанами мечети.

В более широком смысле — мусульманская проповедь есть обращенный к людям призыв к вере и познанию Бога, праведности и благочестию, обретению спасения в вечной жизни на пути к Тому, Чья милость вечна и безгранична.

Во все времена люди, независимо от своей национальной принадлежности, цвета кожи, материального достатка и личных качеств, испытывали насущную потребность в назиданиях и наставлениях, помогающих организовать жизнь. Интеллект и знания человека, насколько бы ни расширялись их горизонты, остаются-таки несовершенными, ограниченными. Господь избирал из числа людей Своих посланников и ниспосылал Свои Писания, дабы они помогали выйти из мира невежества к знаниям, из мрака — к свету.

В Священном Коране есть такой аят:

«Пророк, Мы [говорит Господь миров], поистине, отправили тебя (1) свидетелем [всему тому, с чем ты пришел, являясь пророком и посланником Божьим], (2) радующим [о возможности стать счастливым в обоих мирах] и (3) предупреждающим [о земных и вечных опасностях]. [Отправили] (4) призывающим к Аллаху (Богу, Господу), с Его дозволения [а тем самым благословения и облегчения], и (5) [сделали тебя] рассеивающим тьму светочем [который, подобно солнцу, осветит жизненный путь многим миллиардам людей, разогнав тьму греха, бессмысленности и безысходности, показав ту дорогу, идя по которой, приложив соответствующие усилия и старания, можно стать счастливым не только в земной обители, но и в вечной]» (Св. Коран, 33:45, 46).

Другой аят гласит:

«У кого может быть более красивая (прекрасная) [убедительная] речь, нежели у того, кто [не только] призывает к Аллаху (Богу, Господу) [к вере в Бога, к согласию с постулатами веры, но] и совершает благодеяния [то есть сам практикует высокую мораль и нравственность]. И говорит он: «Я, поистине, покорный Богу (мусульманин)» [он не стесняется своего верования, ведь оно облагораживает не только его речь, но и дела, поступки, да и жизнь в целом]» (Св. Коран, 41:33).

Призыв к Единому Творцу, проповедь, которую доносили пророки и посланники до людей, являлась их главной миссией на Земле, и эта миссия передана нам по эстафете.

Мы, как последователи лучшей уммы — уммы пророка Мухаммада ┬, «побуждающей к одобряемому, удерживающей от порицаемого и верующей в Единого Создателя» (Св. Коран, 3:104), должны сохранить это бесценное наследие, передать будущим поколениям, одновременно глубоко осознавая ответственность за возложенную на нас обязанность донесения Слова Божьего.

Самый главный и основной источник проповеди — последнее Священное Писание, из которого мы берем назидания, примеры, актуальные для нашей повседневной жизни, и откуда черпаем силы.

«Поистине, Коран [данный людям через тебя, Мухаммад] повествует потомкам Я‘куба (Иакова) большее, чем то, в чем они разногласят. [Слово Божье снимает их разногласия и информирует обо всем необходимом.]» (Св. Коран, 27:76).

Священный Коран является первоисточником и первоосновой исламской культуры. Из этого следует, что именно к Корану должны восходить все догмы, понятия, ценности, критерии, виды поклонения, обряды, этические нормы, правила поведения и законоположения, ставшие предметом рассмотрения для различных исламских наук. Он заключает в себе сведения о сокровенном, о душе, о жизни, о социальном устройстве, разъясняя установления Творца и Его знамения, без знания которых человек, а тем более проповедник, обойтись не сможет. Проповедник обязан знать Священное Писание, должен понимать его, стараться постоянно применять его смыслы в своей жизни, одновременно помогая остальным следовать Слову Божьему.

В то же время нельзя обойтись без науки о толковании Священного Корана, ставшей одной из важнейших, поскольку она помогает понять смысл слов Всевышнего в той мере, в какой люди способны на это. Толкованиям Корана посвящены сотни различных трудов, в основном все они на арабском языке. Среди наиболее известных и распространенных в мусульманском мире являются:

  • «Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым» [«Комментарии к Великому Корану»] Ибн Кясира[1],
  • «Фи зыляль аль-кур’ан» [«В тени Корана»] Саида Кутба[2],
  • «Ат-тафсир аль-мунир» [«Освещающий тафсир»] Вахбата аз-Зухайли,
  • «Cафват ат-тафасир» [«Избранное из тафсиров»] ас-Сабуни[3].

Вторым источником для мусульманской проповеди является Сунна господина всех призывающих к Единому и Вечному — пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Его примеру мы должны следовать в нашей жизни. В Священном Коране сказано:

«Поистине, в посланнике Божьем для вас хороший пример... » (см. Св. Коран, 33:21).

Известны следующие достоверные пророческие изречения:

  • «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал»[4];
  • «Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, даже муравей в своем жилище и киты в море призывают благословения для обучающих людей добру»[5];
  • «Кто призывает других людей к правильному пути, тот вознаграждаем в размере, равном размеру награды тех, кто последовал за ним. И это нисколько не уменьшает их награды»[6];
  • «Клянусь Аллахом, если Всевышний через тебя выведет на правильный путь хоть одного человека, то для тебя это будет лучше, чем обладание стадом красивых верблюдов (породистых, более ценных для арабов того времени, чем лучшие марки автомобилей на сегодняшний день)»[7].

Известно, что Сунна детально поясняет Коран и конкретизирует собой то, что в Коране выражено кратко. В Сунне нашло свое воплощение теоретическое толкование и практическое применение излагаемого в Коране. Обратившись к Своему посланнику, Всевышний сказал: «… и послали Мы тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им…» (Св. Коран, 16:44).

Сунна включает в себя слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его дела, невысказанные одобрения, упоминания о присущих ему качествах и его жизнеописание, представляя собой важнейшее свидетельство о жизни посланника Аллаха.

Существует великое множество ценных сочинений по Сунне, которыми рекомендуется пользоваться проповеднику для подготовки к своим выступлениям. Прежде всего, следует обращаться к наиважнейшим из них, например, к шести сводам хадисов:

  • «Сахиху» аль-Бухари,
  • «Сахиху» Муслима,
  • «Джами» ат-Тирмизи[8],
  • «Сунан» ан-Насаи[9],
  • Абу Дауда[10]
  • Ибн Маджа[11].

К числу рекомендуемых трудов относятся также «Муснад» ад-Дарими[12], «Муватта» Малика[13] и «Муснад» имама Ахмада[14]. Известны и другие сборники хадисов, которым тоже должно быть отведено достойное место в мусульманской библиотеке, особенно у человека, жаждущего бесценных познаний пророческой мудрости.

Жизнеописание Пророка является практической частью Сунны, которую проповедник должен использовать в качестве примера. Слова и действия Пророка служат образцом достойного поведения. Поэтому если проповедник затронет какую-либо тему в ходе своей проповеди, то, после цитирования подходящего аята из Священного Корана и ряда хадисов, ему следует подкрепить сказанное соответствующими примерами из жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Так, например, тот, кто станет говорить о смирении, пусть упомянет о том, что посланник Аллаха самостоятельно чинил свои сандалии, латал свою одежду, доил овец, молол муку, сидел со своими сподвижниками, не вознося себя пред ними. Говоря о справедливости, нужно упомянуть о том, насколько справедлив он был в отношениях с членами своей семьи, насколько терпим был даже с врагами.

Также проповедник должен обладать соответствующим уровнем подготовки в области фикха, что предполагает знание им важнейших установлений шариата относительно видов поклонения, взаимоотношений с людьми, правил поведения и т. д.

Помимо перечисленных источников, в соответствии с мусульманским правилом «Где бы вы ни нашли мудрость, возьмите ее» и высказыванием Ибн ‘Аббаса: «Знание неисчисляемо, и из всякой вещи берите лучшее», существует еще множество источников пополнения багажа знаний. К примеру, исторические документы, ставшие ценной памятью человечества, записью всего того, что с ним происходило, сводом поучительных фактов. Нас интересует прежде всего история Ислама и мусульманской общины, а также важнейшие события истории человечества в целом и, в особенности, ее поворотные моменты с характерными чертами и яркими эпизодами. История расширяет наш кругозор, позволяет узнавать факты, раскрывающие истинное положение народов, события из жизни отдельных авторитетных личностей. История, словно отполированное зеркало, где четко отражено все: как плоды веры и богобоязненности, так и последствия неверия и разврата. История помогает оценить нравственный уровень того или иного периода в жизни общества, а также понять происходившее, способствуя извлечению назиданий и уроков, применимых при увещевании других посредством использования живых исторических фактов.

Немаловажными для проповедника являются знания в области гуманитарных наук и общей культуры. Ведь такие науки, как психология, социология, философия, филология, этика, педагогика, география и другие, позволяют лучше понимать людей и современную жизнь.

Безусловно, важно знание языка, знание азов риторики, литературы, что помогает грамотно построить свою речь, точно передать желаемое, хорошо выразив свои мысли и привив слушателям любовь к тому, о чем рассказываешь. Что же касается различных ошибок, возникающих вследствие плохого владения языком, то само естество отвергает их, и ухо человека не желает воспринимать подобное, даже если оратор не исказил смысла сказанного.

В одном из хадисов сообщается, что как-то раз в Медину явился некий бедуин и сказал: «Кто прочитает мне что-либо из ниспосланного Мухаммаду?» Нашелся человек, и стал он читать ему суру «Покаяние». Дойдя же до слов Всевышнего: «Аллах и Его посланник отрекаются от многобожников…» (Св. Коран, 9:3), этот человек ошибочно прочел слово «посланник» в родительном падеже[15], а бедуин взволнованно воскликнул: «Я также отрекаюсь от Его посланника!» Люди вокруг вознегодовали, и в конце концов дело дошло до ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который пригласил к себе того бедуина и спросил его: «О бедуин, ты что же, отрекаешься от посланника Аллаха?!» В ответ бедуин сказал: «О повелитель правоверных, когда я приехал в Медину, какой-то человек прочитал мне суру «Покаяние», и тогда я сказал: «Если Аллах отрекается от Своего посланника, то я — тем более!» ‘Умар молвил: «О бедуин, этот аят следует читать не так!» — «А как же, о повелитель правоверных?» И тогда ‘Умар прочел ему этот же аят, верно прочитав слово «посланник», после чего бедуин сказал: «Клянусь Аллахом, и я отрекаюсь от того, от чего отрекаются Аллах и Его посланник», а ‘Умар приказал, чтобы отныне для людей читали Коран лишь те, кто хорошо знает арабский язык[16].

Использование стихов, пословиц, поговорок, мудрых изречений, афоризмов, притч весьма необходимо для призывающего, ведь благодаря им речь становится ярче, слова приобретают большую силу, впечатление усиливается.

Верность данного утверждения подтверждает и хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха ┬ сказал: «Поистине, красота речи может оказать такое же воздействие, как и колдовство, и поистине, бывают в стихах мудрые изречения»[17].

Не являясь носителем должного багажа знаний, а также не умея их практиковать в жизни, невозможно стать тем проповедником, в котором нуждается общество. Проповедник, не имеющий ключей к умам и сердцам, никогда не сможет привлечь к себе людей, приблизить их к проповедуемым ценностям, завоевать их уважение и доверие.

Это был фрагмент из книги Ильдара Аляутдинова «На пути к Нему», котору вы можете приобрести в нашем магазине ummabook.ru

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу аль-Фида’ ‘Имадуд-дин Исма‘ил ибн ‘Умар ад-Димашки, более известен как Ибн Кясир (1301–1373) — известный мусульманский ученый-правовед, хадисовед, законовед, историк из Сирии. Является толкователем Корана и автором выдающегося труда «Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым».

[2] Саид Кутб (1903–1966) — мусульманский религиозный деятель и мыслитель из Египта. Казнен за политическую деятельность. Его тафсир «Фи зыляль аль-кур’ан» является одним из популярных в XX столетии комментариев к Священному Корану.

[3] Мухаммад ‘Али ас-Сабуни (родился в 1930 году) — один из выдающихся ученых современности. Родился в Сирии. Специализируется в науке толкования Корана. Одним из его известных трудов является книга «Сафват ат-тафасир».

[4] См.: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 554, хадис № 9263, «сахих».

[5] См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. С. 193, хадис № 1388, «хасан».

[6] Там же. С. 191, хадис № 1383, «сахих».

[7] См.: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 571, хадис № 9606, «сахих».

[8] Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи (825–892) — известный богослов-хадисовед из города Тирмизи. Был учеником имама аль-Бухари. Посетил многие научные центры своего времени. Его главный труд «Аль-джами‘ ас-сахих» входит в шестерку основных сводов хадисов.

[9] Абу ‘Абдур-рахман Ахмад ибн Шу‘айб ан-Насаи (829–915) — мусульманский ученый-правовед, хадисовед. Является автором одного из шести выдающихся авторитетных сборников хадисов.

[10] Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Саджистани, более известен как Абу Дауд (817–889) — известный богослов-хадисовед. С раннего детства получал знания по мусульманскому богословию, посетил все научные центры своего периода. Стал имамом
хадисоведов своего времени. Умер в Басре. Его главный труд «ас-Сунан» входит в шестерку основных сводов хадисов.

[11] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини, более известен как Ибн Маджа (824–887) — мусульманский богослов, хадисовед из Ирана. Является автором труда »Сунан Ибн Маджа», который считается одним из шести авторитетных суннитских сборников хадисов.

[12] Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Абдур-рахман ад-Дарими (797–869) — известный мусульманский ученый, толкователь Корана, хадисовед и писатель из Самарканда. Посетил многие мусульманские центры своего времени, позже у него обучались известные в мусульманском мире ученые.

[13] Абу ‘Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи (713–795) — мусульманский богослов-законовед, хадисовед, основатель маликитского мазхаба. Является автором свода хадисов «Китаб аль-Муватта».

[14] Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад аш-Шайбани (780–855) — мусульманский богослов-правовед, хадисовед, законовед, философ из Ирака. Является основателем ханбалитского мазхаба и передатчиком хадисов. Известен как преподаватель хадисоведения и мусульманского права.

[15] Что означало: «Аллах отрекается от многобожников и Пророка».

[16] См.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 1. С. 20.

[17] См.: Ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 148, хадис № 2456, 2457, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1