Имеются крема и масла, которые предназначены исключительно для женщин. Такие виды кремов и масел мужчинам использовать непозволительно, иначе можно будет говорить об уподоблении женщинам, а это, согласно изречению пророка Мухаммада, запрещено.
Известно, что уподобляться (преднамеренно!) противоположному полу в том, что присуще исключительно ему, строго запрещено в Исламе. В качестве подтверждения этому можно привести хадис из свода хадисов имама аль-Бухари, где со слов Ибн ‘Аббаса приводится: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[1].
Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в своем богословском труде «Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари», комментируя этот хадис, привел следующие слова имама ат-Табари: «Мужчинам запрещается уподобляться женщинам в их одежде и украшениях, и наоборот». Аль-‘Аскаляни добавил: «В стиле одежды принимаются во внимание местные традиционные обычаи», то есть то, что мужчины обычно не носят в одних странах, может оказаться очень даже мужской одеждой в других[2].
Имеются также крема и масла, которые не предназначены специально для женщин. К их числу можно отнести крема и масла, используемые в косметических целях. Подобные крема и масла мужчинам, конечно же, разрешается использовать, если они изготовлены из дозволенных (халяль) компонентов и не способны нанести очевидный вред. Более того, следует добавить, что получать лечение, если таковое требуется, оздоравливаться, а также хорошо выглядеть является рекомендуемым в Исламе как для мужчин, так и для женщин. В подтверждение этому можно привести, например, изречение пророка Мухаммада, который сказал: «Употребляйте в пищу [оливковое] масло и мажьте им [тело и волосы], ведь, воистину, оно [получаемо] из благословенного дерева»[3].
Таким образом, использование масел и кремов для нанесения их на тело, например, оливкового масла, как это приводится в изречении пророка Мухаммада, не запрещается для мужчин и не считается уподоблением женщинам.
Ко всему прочему в наше время появилась мужская косметика, предназначенная специально для мужчин, при производстве которой приняты во внимание особенности мужской кожи. Конечно же, ее можно использовать, а иногда даже и нужно, например, при сухости кожи.
Считаю уместным напомнить слова одного из ученейших сподвижников пророка Мухаммада, Ибн ‘Аббаса: «Перед своей женой я стараюсь выглядеть столь же красиво и быть столь же аккуратным, как и она передо мной», цитируя при этом аят: «[Семейные] обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности)» (см. Св. Коран, 2:228).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885.
[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.
[3] См: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1119, хадис № 16150 (16054) и 16151 (15055); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 314, хадис № 1851, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 360, хадис № 3319, «сахих» и № 3320 «да‘ифуль-иснад».