Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане приготовились выступить в бой и разбили лагерь возле ближайшего от Бадра источника воды. Пришел аль-Хубаб ибн аль-Мунзир[1] и спросил: «Это место, к которому направил сам Аллах, и мы не имеем права сделать шага в сторону? Или это мнение, война и хитрость?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это — мнение, война и хитрость». Тогда аль-Хубаб сказал: «Это не лучшее место. Идите, пока мы не найдем источник воды наиболее близкий (к врагу), где и разобьем лагерь. Там мы осушим все колодцы и наполним наш водоем водой. Потом мы начнем сражение. Их народ не сможет пить, мы же сможем». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, ты говоришь верно», затем велел осуществить задуманное. Не прошло и полночи, как предложенное аль-Хубабом было в точности исполнено[2].
Ночь выдалась спокойной, мусульмане наконец получили необходимый отдых. Пролившийся моросящий дождь наполнил живительной влагой воздух, утренний ветер принес с собой прохладу и новые надежды, а песчаный покров стал плотным, что облегчило им дальнейший путь.
«И постигла вас волею Всевышнего дремота [сон, дарящий жизненные силы] в качестве защиты [от не дающего покоя страха, беспокойства]. Он [Творец] низвел с небес на вас воду [дождь посреди пустыни], чтобы очистить вас ею, удалить с вас грязь Сатаны [чтобы могли вы омыться, совершить омовение и освободиться от сомнений, сатанинских нашептываний], а также для объединения (соединения) ваших сердец [чтобы собрались вы духом] и укрепления стоп [ведь по мокрому песку легче идти]» (Св. Коран, 8:11).
Посланник Аллаха ﷺ стал упорядочивать ряды, давать советы, напоминать об Аллахе и вечной жизни. После он вернулся под навес и погрузился в наполненную трепетом мольбу, взывая к Всемилостивому.
Абу Бакр находился рядом с ним в тот момент, когда он молил Всевышнего такими словами:
اللهُمَّ إِنْ تُهْلِكْ هَذِهِ الْعِصَابَةَ مِنْ أَهْلِ الْإِسْلَامِ ، لَا تُعْبَدْ فِي الْأَرْضِ
Перевод: «О Аллах, если Ты дашь погибнуть этой группе людей, то на земле не останется никого, кто бы поклонялся Тебе!» Он взывал и просил своего Господа:
اللهُمَّ أَنْجِزْ لِي مَا وَعَدْتَنِي ، اللهُمَّ آتِ مَا وَعَدْتَنِي اللهم نصرك
Перевод: «О Аллах, исполни то, что Ты мне обещал! О Аллах, Твоя помощь! О Аллах, Твоя помощь! О Аллах, Твоя помощь!» Посланник поднимал руки к небесам так истово, что его накидка падала с плеч. Абу Бакр подходил сзади и поднимал ее. Преисполненный состраданием к Пророку, он молвил: «О посланник Аллаха, [пожалей себя] достаточно твоего обращения к Господу. Воистину, Он исполнит то, что тебе обещал!»[3]
Два войска стали теснить друг друга. Первыми вступили в бой язычники, он начался с того, что аль-Асвад ибн ‘Абдуль-асад попытался завладеть резервуаром с водой, что построили мусульмане, при этом провозглашая: «Я даю обет Аллаху, что попью из этого источника, либо разрушу его, либо умру подле него». Навстречу аль-Асваду вышел Хамза ибн ‘Абдуль-мутталиб, который тут же нанес ему удар, лишив его части голени. Но аль-Асвад продолжил ползти в сторону источника, пытаясь его достичь, Хамза же преследовал его до тех пор, пока не убил. Из язычников выступили ‘Утба и Шейба, сыновья Раби’а, а также аль-Валид ибн ‘Утба[4]. Навстречу им поспешили молодые ансары. Увидев их, язычники воззвали: «Мухаммад, выведи к нам равных из нашего народа!» Передается также, что сам посланник Всевышнего ﷺ вернул их и пожелал, чтобы первыми лицом к лицу с врагом встретились люди из его рода, сказав: «Встаньте, ‘Убейда ибн аль-Харис, Хамза и ‘Али». ‘Убейда сражался с ‘Утбой, Хамза с Шейбой, а ‘Али с аль-Валидом ибн ‘Утбой. Что касается Хамзы и ‘Али, то они моментально повергли своих соперников. ‘Убейда же и ‘Утба нанесли друг другу ранения. Тогда Хамза и ‘Али поспешили наперевес с мечами к сражающимся ‘Убейде и ‘Утбе, и помогли одолеть последнего. Раненого товарища же они отнесли к посланнику Всевышнего ﷺ[5].
Столь плохое для многобожников начало битвы наполнило их негодованием, в котором они обрушили на мусульман ливень стрел. Разгорелся бой, скрестились мечи. Мусульмане стали взывать «Ахад, Ахад!» Посланник Всевышнего ﷺ велел на месте сломить нападавших язычников, приказав: «Если вас окружат со всех сторон, защищайтесь стрелами[6], но не нападайте, пока вам не будет разрешено»[7].
К тому времени, как зона военных действий расширилась и сражение достигло своей вершины, мусульманам удалось ослабить силы врага и нанести им серьезные потери. Посланник Всевышнего ﷺ находился в это время в палатке, молил Аллаха и наблюдал за мужеством своих воинов. Ибн Исхак передает: «В какой-то момент посланник Всевышнего ﷺ задремал, а очнувшись, сказал: «Благая весть, о Абу Бакр! К нам пришла помощь от Аллаха — это Джабраил (Гавриил) держит за узду своего коня, ведя его сквозь клубы пыли»[8].
Пыль висела в воздухе поверх голов нападающих и отражающих удары. Бойцы за истину проявляли отвагу на пути защиты Милостивого, а воины лжи надменно пытались сражаться с тем, что было предопределено Всевышним. Неудивительно, что ангелы милости снизошли к мусульманам и внушали их сердцам стойкость и решимость.
Посланник ﷺ вышел из палатки и подбодрил своих воинов: «Клянусь Тем, в Чьей власти находится душа Мухаммада, любого кто погибнет сегодня, не отступая, проявляя терпение и ожидая награды только от Всевышнего, Аллах введет в Рай»[9].
Пророческие слова возымели действие, вселив в сердца надежду на райскую обитель — и разве есть у людей, которые живут ради истины, иное утешение?
Имам Ахмад передает: «Когда язычники приблизились, посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижникам: «Устремитесь к Раю, ширина которого — небеса и земля!» ‘Умейр ибн аль-Хумам аль-Ансари[10] воскликнул: «О посланник Аллаха! Рай, ширина которого — небеса и земля?!» Посланник Аллаха ﷺ утвердительно ответил. «Прекрасно, прекрасно», — произнес ‘Умейр. Тогда посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что послужило причиной этих слов?» ‘Умейр ответил: «Только лишь надежда стать одним из обитателей Рая». Тогда посланник Аллаха произнес: «Поистине, ты один из них». ‘Умейр достал финики и стал их есть, а потом сказал: «Если я буду жить, пока ем эти финики, то это, поистине, — длинная жизнь». С этими словами он бросил все, что было у него в руках, на землю и ринулся в атаку, провозглашая на ходу:
Бегом к Аллаху без провизии к набожности и делам вечности! Терпение на пути Аллаха в приложении усилий. Любой провизии свойственно кончаться, кроме набожности, праведности и правильности.
‘Умейр сражался до тех пор, пока не пал шахидом[11].
Ряды язычников поредели под натиском непоколебимой веры, отвергнувшей услады мирской жизни. Мухаммад поверг их в состояние страха, проявив на поле боя неописуемую выносливость вместе со своими сподвижниками. «Сколь безобразны лица!» — молвил посланник Аллаха ﷺ. Он стал свидетелем того, как курайшиты потерпели поражение и вместе с ними пала надменность неверия.
«Внушил твой Господь [тем] ангелам: «Я с вами, помогите же верующим! А в сердца безбожников Я брошу (посею) страх (ужас). Бейте выше шеи (рубите головы), руки и ноги [бейтесь с врагом в бою без малейшего страха]!
Это им за то, что они воспротивились Богу и Его посланнику [войной пошли против Господа]. Кто совершает подобное, пусть знает, что Божье наказание серьезно и сурово.
Все это таково [именно так и никак иначе]. Попробуйте же на вкус [Божье наказание]. Ко всему прочему безбожникам уготовано мучение в Аду [навечно]» (Св. Коран, 8:12–14).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Аль-Хубаб ибн аль-Мунзир — один из известных сподвижников пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал племени Хазрадж. Принимал участие во всех битвах посланника Аллаха. Был уважаемым человеком, к мнению и советам которого всегда прислушивались, в том числе и сам Пророк.
[2] См.: аль-‘Аскари А. Тасхифат аль-мухаддисин [Описки (ошибки) хадисоведов]. В 2 т. Каир: аль-Матба‘ ‘арабийя аль-хадиса, 1981. Т. 2. С. 405.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 1383, хадис № 1763.
[4] Аль-Валид ибн ‘Утба — сын ‘Утбы ибн Раби‘а и родной брат известного сподвижника Абу Хузейфы ибн ‘Утбы. Подобно своему отцу, аль-Валид был ярым противником пророка Мухаммада и выступал на стороне курайшитов. Аль-Валид был убит в битве при Бадре в поединке с ‘Али ибн Абу Талибом во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).
[5] См.: Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-‘Асрия, [б. г]. Т. 3. С. 52, хадис № 2665.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 78, хадис № 3984.
[7] См.: аль-Хаттаб М. Ар-расуль аль-каид [Пророк предводитель]. Бейрут: аль-Фикр, 2001. С. 111.
[8] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 106.
[9] Там же.
[10] ‘Умейр ибн аль-Хумам аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал племени Хазрадж. Пророк Мухаммад объявил ‘Убейда ибн аль-Хариса из числа переселенцев и ‘Умейра из ансаров братьями. ‘Умейр принимал участие в битве при Бадре и был первым из мусульман, павшим шахидом в этом сражении.
[11] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 389–390, хадис № 12398.