Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Начало битвы при Бадре (Сира 104)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мусульмане приготовились выступить в бой и разбили лагерь возле ближайшего от Бадра источника воды. Пришел аль-Хубаб ибн аль-Мунзир[1] и спросил: «Это место, к которому направил сам Аллах, и мы не имеем права сделать шага в сторону? Или это мнение, война и хитрость?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это — мнение, война и хитрость». Тогда аль-Хубаб сказал: «Это не лучшее место. Идите, пока мы не найдем источник воды наиболее близкий (к врагу), где и разобьем лагерь. Там мы осушим все колодцы и наполним наш водоем водой. Потом мы начнем сражение. Их народ не сможет пить, мы же сможем». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, ты говоришь верно», затем велел осуществить задуманное. Не прошло и полночи, как предложенное аль-Хубабом было в точности исполнено[2].

Ночь выдалась спокойной, мусульмане наконец получили необходимый отдых. Пролившийся моросящий дождь наполнил живительной влагой воздух, утренний ветер принес с собой прохладу и новые надежды, а песчаный покров стал плотным, что облегчило им дальнейший путь.

«И постигла вас волею Всевышнего дремота [сон, дарящий жизненные силы] в качестве защиты [от не дающего покоя страха, беспокойства]. Он [Творец] низвел с небес на вас воду [дождь посреди пустыни], чтобы очистить вас ею, удалить с вас грязь Сатаны [чтобы могли вы омыться, совершить омовение и освободиться от сомнений, сатанинских нашептываний], а также для объединения (соединения) ваших сердец [чтобы собрались вы духом] и укрепления стоп [ведь по мокрому песку легче идти]» (Св. Коран, 8:11).

Посланник Аллаха ﷺ стал упорядочивать ряды, давать советы, напоминать об Аллахе и вечной жизни. После он вернулся под навес и погрузился в наполненную трепетом мольбу, взывая к Всемилостивому.

Абу Бакр находился рядом с ним в тот момент, когда он молил Всевышнего такими словами:

اللهُمَّ إِنْ تُهْلِكْ هَذِهِ الْعِصَابَةَ مِنْ أَهْلِ الْإِسْلَامِ ، لَا تُعْبَدْ فِي الْأَرْضِ

Перевод: «О Аллах, если Ты дашь погибнуть этой группе людей, то на земле не останется никого, кто бы поклонялся Тебе!» Он взывал и просил своего Господа:

اللهُمَّ أَنْجِزْ لِي مَا وَعَدْتَنِي ، اللهُمَّ آتِ مَا وَعَدْتَنِي اللهم نصرك

Перевод: «О Аллах, исполни то, что Ты мне обещал! О Аллах, Твоя помощь! О Аллах, Твоя помощь! О Аллах, Твоя помощь!» Посланник поднимал руки к небесам так истово, что его накидка падала с плеч. Абу Бакр подходил сзади и поднимал ее. Преисполненный состраданием к Пророку, он молвил: «О посланник Аллаха, [пожалей себя] достаточно твоего обращения к Господу. Воистину, Он исполнит то, что тебе обещал!»[3]

Два войска стали теснить друг друга. Первыми вступили в бой язычники, он начался с того, что аль-Асвад ибн ‘Абдуль-асад попытался завладеть резервуаром с водой, что построили мусульмане, при этом провозглашая: «Я даю обет Аллаху, что попью из этого источника, либо разрушу его, либо умру подле него». Навстречу аль-Асваду вышел Хамза ибн ‘Абдуль-мутталиб, который тут же нанес ему удар, лишив его части голени. Но аль-Асвад продолжил ползти в сторону источника, пытаясь его достичь, Хамза же преследовал его до тех пор, пока не убил. Из язычников выступили ‘Утба и Шейба, сыновья Раби’а, а также аль-Валид ибн ‘Утба[4]. Навстречу им поспешили молодые ансары. Увидев их, язычники воззвали: «Мухаммад, выведи к нам равных из нашего народа!» Передается также, что сам посланник Всевышнего ﷺ вернул их и пожелал, чтобы первыми лицом к лицу с врагом встретились люди из его рода, сказав: «Встаньте, ‘Убейда ибн аль-Харис, Хамза и ‘Али». ‘Убейда сражался с ‘Утбой, Хамза с Шейбой, а ‘Али с аль-Валидом ибн ‘Утбой. Что касается Хамзы и ‘Али, то они моментально повергли своих соперников. ‘Убейда же и ‘Утба нанесли друг другу ранения. Тогда Хамза и ‘Али поспешили наперевес с мечами к сражающимся ‘Убейде и ‘Утбе, и помогли одолеть последнего. Раненого товарища же они отнесли к посланнику Всевышнего ﷺ[5].

Столь плохое для многобожников начало битвы наполнило их негодованием, в котором они обрушили на мусульман ливень стрел. Разгорелся бой, скрестились мечи. Мусульмане стали взывать «Ахад, Ахад!» Посланник Всевышнего ﷺ велел на месте сломить нападавших язычников, приказав: «Если вас окружат со всех сторон, защищайтесь стрелами[6], но не нападайте, пока вам не будет разрешено»[7].

К тому времени, как зона военных действий расширилась и сражение достигло своей вершины, мусульманам удалось ослабить силы врага и нанести им серьезные потери. Посланник Всевышнего ﷺ находился в это время в палатке, молил Аллаха и наблюдал за мужеством своих воинов. Ибн Исхак передает: «В какой-то момент посланник Всевышнего ﷺ задремал, а очнувшись, сказал: «Благая весть, о Абу Бакр! К нам пришла помощь от Аллаха — это Джабраил (Гавриил) держит за узду своего коня, ведя его сквозь клубы пыли»[8].

Пыль висела в воздухе поверх голов нападающих и отражающих удары. Бойцы за истину проявляли отвагу на пути защиты Милостивого, а воины лжи надменно пытались сражаться с тем, что было предопределено Всевышним. Неудивительно, что ангелы милости снизошли к мусульманам и внушали их сердцам стойкость и решимость.

Посланник ﷺ вышел из палатки и подбодрил своих воинов: «Клянусь Тем, в Чьей власти находится душа Мухаммада, любого кто погибнет сегодня, не отступая, проявляя терпение и ожидая награды только от Всевышнего, Аллах введет в Рай»[9].

Пророческие слова возымели действие, вселив в сердца надежду на райскую обитель — и разве есть у людей, которые живут ради истины, иное утешение?

Имам Ахмад передает: «Когда язычники приблизились, посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижникам: «Устремитесь к Раю, ширина которого — небеса и земля!» ‘Умейр ибн аль-Хумам аль-Ансари[10] воскликнул: «О посланник Аллаха! Рай, ширина которого — небеса и земля?!» Посланник Аллаха ﷺ утвердительно ответил. «Прекрасно, прекрасно», — произнес ‘Умейр. Тогда посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что послужило причиной этих слов?» ‘Умейр ответил: «Только лишь надежда стать одним из обитателей Рая». Тогда посланник Аллаха произнес: «Поистине, ты один из них». ‘Умейр достал финики и стал их есть, а потом сказал: «Если я буду жить, пока ем эти финики, то это, поистине, — длинная жизнь». С этими словами он бросил все, что было у него в руках, на землю и ринулся в атаку, провозглашая на ходу:

Бегом к Аллаху без провизии к набожности и делам вечности! Терпение на пути Аллаха в приложении усилий. Любой провизии свойственно кончаться, кроме набожности, праведности и правильности.

‘Умейр сражался до тех пор, пока не пал шахидом[11].

Ряды язычников поредели под натиском непоколебимой веры, отвергнувшей услады мирской жизни. Мухаммад поверг их в состояние страха, проявив на поле боя неописуемую выносливость вместе со своими сподвижниками. «Сколь безобразны лица!» — молвил посланник Аллаха ﷺ. Он стал свидетелем того, как курайшиты потерпели поражение и вместе с ними пала надменность неверия.

«Внушил твой Господь [тем] ангелам: «Я с вами, помогите же верующим! А в сердца безбожников Я брошу (посею) страх (ужас). Бейте выше шеи (рубите головы), руки и ноги [бейтесь с врагом в бою без малейшего страха]!

Это им за то, что они воспротивились Богу и Его посланнику [вой­ной пошли против Господа]. Кто совершает подобное, пусть знает, что Божье наказание серьезно и сурово.

Все это таково [именно так и никак иначе]. Попробуйте же на вкус [Божье наказание]. Ко всему прочему безбожникам уготовано мучение в Аду [навечно]» (Св. Коран, 8:12–14).

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аль-Хубаб ибн аль-Мунзир — один из известных сподвижников пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал племени Хазрадж. Принимал участие во всех битвах посланника Аллаха. Был уважаемым человеком, к мнению и советам которого всегда прислушивались, в том числе и сам Пророк.

[2] См.: аль-‘Аскари А. Тасхифат аль-мухаддисин [Описки (ошибки) хадисоведов]. В 2 т. Каир: аль-Матба‘ ‘арабийя аль-хадиса, 1981. Т. 2. С. 405.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 1383, хадис № 1763.

[4] Аль-Валид ибн ‘Утба — сын ‘Утбы ибн Раби‘а и родной брат известного сподвижника Абу Хузейфы ибн ‘Утбы. Подобно своему отцу, аль-Валид был ярым противником пророка Мухаммада и выступал на стороне курайшитов. Аль-Валид был убит в битве при Бадре в поединке с ‘Али ибн Абу Талибом во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).

[5] См.: Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-‘Асрия, [б. г]. Т. 3. С. 52, хадис № 2665.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 78, хадис № 3984.

[7] См.: аль-Хаттаб М. Ар-расуль аль-каид [Пророк предводитель]. Бейрут: аль-Фикр, 2001. С. 111.

[8] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 106.

[9] Там же.

[10] ‘Умейр ибн аль-Хумам аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал племени Хазрадж. Пророк Мухаммад объявил ‘Убейда ибн аль-Хариса из числа переселенцев и ‘Умейра из ансаров братьями. ‘Умейр принимал участие в битве при Бадре и был первым из мусульман, павшим шахидом в этом сражении.

[11] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 389–390, хадис № 12398.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1