Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Ношение бороды. Фард или сунна?

Ислам постсоветского пространства

 

В качестве некоего вступления к теме «Ношение бороды» вернусь на 30 лет назад. В самом начале 90-х Советский Союз стал разваливаться и самые разные религиозные (и не только) идеологии и течения начали активно внедряться на его огромные территории и учить, проповедовать. Это коснулось абсолютно всех сфер жизни, ведь за 70 лет коммунизма и железного занавеса 250 миллионов человек изголодались по иноземному, иностранному. Если взять сферу религии, то начали приезжать арабские миссионеры, и народ воспринимал их как святых, спустившихся с небес и глаголющих истину. Только через лет десять большинству стало понятно, что они такие же обычные люди, с похожими грехами и соблазнами, а арабский платок у мужчин и длинные одеяния – это их национальная одежда.

Сам я практикую Ислам с 1986 года. В первые годы изучал его по дореволюционным книгам на старотатарском языке (арабскими буквами; других книг не было), а в начале 1992 года поехал в Каир (АРЕ), где в итоге получил два богословских образования (общерелигиозное четырехгодичное обучение в академии, которую экстерном закончил за два года, и факультет Шариата). Я знаю те годы, особенно религиозную среду, не понаслышке, а изнутри[1].

Тогда, в начале 90-х, все очень радушно встретили оттепель и преобразования, в том числе и в религиозной сфере, но из-за отсутствия опыта, религиозных знаний и излишней доверчивости распахнули врата новообразовавшихся стран и регионов особенно саудийским проповедникам, ведь Саудовская Аравия в тот период, накопив большой запас нефтедолларов, решила распространить свое государственное влияние через религиозную идеологию максимально широко. За 70 лет коммунизма богословская школа новообразовавшихся после распада СССР стран и республик была разрушена (хотя и в прошлые века у многих из этих стран и регионов она не была достаточно сильной).

Саудовцы через свои фонды активно финансировали религиозные проекты, но параллельно на территорию бывшего Советского Союза хорошо и очень убедительно (с цитированием аятов и хадисов) вошла саляфитская идеология. За первые десять лет в результате щедрой финансовой поддержки она очень хорошо закрепилась на постсоветском пространстве в виде многочисленных переводных книг. На этих книгах выросло поколение, которое начало пропагандировать это как Ислам вообще, а не мнения саляфитского течения в частности. Вы, полагаю, знаете, что в середине и конце 90-х стали происходить террористические акты, в новообразовавшихся странах Средней Азии местами начали появляться агрессивные религиозные группы, претендовавшие на власть. В молодежной религиозной среде появились разговоры о «халифате» и «неприязни к кяфирам[2]«. Все это были проросшие семена саляфизма (точнее – такфиризма)[3] вперемешку с бандитизмом 90-х.

Параллельно с этим на мировой арене крупнейшие страны Запада запустили бизнес-игру под названием «международный терроризм»[4], и все эти «построение халифата», «неприязнь к неверным», «отрешенность от дунья (мирского) и желание быстрее попасть в Рай» были очень грамотно задействованы в ней. Даже крупные российские СМИ цитировали якобы из Корана «убей неверного» и писали, что «шахид-смертник попадет в Рай».[5] После всего этого информационного безобразия началось активное закручивание гаек, но не столько саляфитской идеологии (которую все уже легко воспринимали как чисто исламскую), сколько Ислама вообще. Собственного грамотного богословия, которое просветило бы ситуацию и отделило зерна от плевел[6] не оказалось.

Некоторые страны Средней Азии, защищая государственную целостность, включили максимальный запрет на религиозную атрибутику и практику, начали появляться и активно расширяться «списки запрещенной религиозной литературы», куда умудрились на некоторый срок внести даже Коран. В итоге радикализм ушел в подполье и в Интернет. Некоторые проповедники «чистого Ислама» уехали в Турцию и «смело» вещали оттуда. Последние лет двадцать проповедники «чистого Ислама» винят официальное духовенство, местных президентов и спецслужбы в притеснении мусульман, но корнем закручивания гаек в конце 90-х и главной причиной были не они, а идеология разобщения, неприязни к неверным и построения халифата. Только когда на постсоветском пространстве в конце 90-х — начале 2000-х начали появляться собственные богословы, получившие образование в авторитетных и не идеологизированных мусульманских международных университетах, ситуация стала очень медленно, но все же меняться. К сожалению, некоторые из них сильно пострадали на волне борьбы с «запрещенными течениями», явившись жертвами подстроенных против них малограмотными религиозными деятелями интриг. Обычная черная зависть.

Последние годы мусульманское сообщество бывшего Союза все больше стало понимать, что Ислам многолик и многообразен, есть разные мнения и подходы. И вот уже ближе к 2020 году начало проясняться, что существуют разные религиозные течения. Политики, общественные деятели и народ вроде как стали более просвещенными в вопросах Ислама, выделяя в отдельную категорию терроризм, экстремизм, при этом способствуя развитию богословской мысли в соответствии с Кораном, Сунной, местной культурой и традициями. Посещая разные мусульманские страны, полагаю, вы отметили для себя, что везде своя культура и свои традиции, в том числе религиозные. Ислам многолик и разнообразен, и это не противоречит Корану и Сунне.

Следующими материалами я намерен показать многообразие богословских авторитетных мнений. Начну со столь популярного современного мужского атрибута, как борода. Начавшие соблюдать религиозную практику мужчины, в первую очередь отпускают бороду по устоявшемуся мнению, что она является чуть ли не главным атрибутом мусульманина. Моя задача – раскрыть вам эту тему с чисто богословской точки зрения, а не согласно мнению того или иного течения.

Хадисы о бороде

Обязательным (фард) ношение бороды категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.

Приведу хадисы по данной теме:

— пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[7] относится следующее[8]: стрижка усов[9], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[10], стрижка волос на лобке[11], подмывание водой и обрезание[12]«[13];

— ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»[14];

— посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»[15]; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»[16]; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи[17] на огнепоклонников!»[18]. Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;

— однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака[19]. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»[20]

Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность. Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость. Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака»[21].

Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: «О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей»[22] (см. Св. Коран, 7:31). Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[23].

Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.

Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду. Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна[24]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман). Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан)[25].

К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества. Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться[26], а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания. Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем. А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.

Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника. Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников. Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.

Мнения и аргументация

Абу ‘Умар Юсуф ибн ‘Абдулла ан-Намари. Известен как Ибн ‘Абдуль-барр аль-Малики (368-463 по хиджре) – известный богослов, факых маликитского мазхаба и мухаддис, автор многочисленных книг по мусульманскому богословию. Родился и жил в Кордовском халифате, в мусульманской Андалусии. Его отец также был известным мусульманским ученым. Ибн ‘Абдуль-барра считали одним из самых авторитетных мухаддисов своего времени.

Он сказал: «Внимательное отношение к волосам важно, независимо от того, на голове ли они, борода ли это или усы, под мышками или на лобке, – это внешние атрибуты чистоты. А внутренняя чистота еще важнее. Обязательным является устранение всего того, что относится к проблемам души, к злу и грехам». Наш современник Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд, автор книги «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра», комментирует: «Это говорит о том, что борода является лишь внешним атрибутом, и не более того. Запреты (тахрим) ее не касаются». То есть верующему мужчине самому решать, нужна ему борода или нет.

Абуль-фадль ‘Ияд ибн Муса аль-Андалюси. Более известен как аль-Кады ‘Ияд (476-544 по хиджре). Считается одним из величайших ученых-богословов своего времени, с 35 лет был шариатским судьей. Позже стал верховным шариатским судьей.

Он сказал: «Макрух (нежелательно)[27] брить бороду, стричь ее и придавать ей красивый вид. А вот стричь ее по длине и ширине можно, если станет очень большой. Замечу, что нежелательно прославляться (кичиться) как большой бородой, так и короткой»[28].

Юсуф аль-Кардави. Наш современник. Родился в 1926 году в Египте. Получил богословское образование в международном университете аль-Азхар. Автор многочисленных трудов по мусульманскому богословию, в которых проводит параллели с современной жизнью, ее реалиями. Вложил многие десятилетия собственной жизни в развитие мусульманского богословия как в арабском мире, так и на международном уровне. Человек широкого кругозора в жизненной теории и практике. Многие десятилетия международного опыта. Является президентом Международного союза мусульманских ученых. Считается одним из самых влиятельных богословов, живущих сейчас.

Отвечая на вопрос относительно допустимости сбривания бороды, после подробного изложения мнений основных мазхабов и авторитетных ученых прошлого, среди мнений которых присутствует запрет (тахрим), нежелательность (кярахе) и разрешенность (ибахе), шейх Юсуф аль-Кардави пишет: «Наиболее вероятно, что самым оптимальным, близким к истине и справедливым является мнение о нежелательности (кярахе), так как повелительная форма наклонения в хадисах по теме не указывает на обязательность (вуджуб) однозначно и без вариантов, даже если при этом в качестве причины упомянута непохожесть на безбожников. Это легко понять на примере окрашивания седины: пророк Мухаммад приказал (именно в повелительной форме) окрашивать ее, чтобы не быть похожими на иудеев и христиан. Некоторые из сподвижников не стали красить бороды, и это четко указывает на отсутствие обязательности и наличие лишь желательности (истихбаб). Да, достоверно известно, что никто из сподвижников не сбривал бороду, но можно легко предположить, что по тем временам необходимости такой не было, это было привычным образом жизни (местный обычай, а не религия)»[29].

‘Али Джум‘а Мухаммад абдуль-Ваххаб, более известный как ‘Али Джум‘а, наш современник, — один из крупнейших и очень авторитетных мусульманских ученых современности. Родился в 1952 году. Выпускник университета аль-Азхар, там же в последующем защитил кандидатскую и докторскую. Был муфтием Египта с 2003 по 2013 годы. Очень известен своими богословскими заключениями (фетвами) и мнениями по современным вопросам. В течение последних 11 лет (с 2009 по 2019) входит в международный рейтинг пятидесяти самых влиятельных мусульман нашего времени. Автор многочисленных книг по мусульманскому богословию в контексте современности.

Отвечая на вопрос, каково положение (хукм) бороды в Исламе, он, процитировав хадис «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»[30], говорит: «Относительно того, на что указывает данное повеление, ученые-богословы имеют два основных мнения:

– указывает на «вуджуб» (обязательность). Об этом говорит большинство ученых прошлого;

– указывает на «надб» (желательность). Об этом сказали ученые шафиитского мазхаба. Сбривание бороды (бритье щетины) они отнесли к «макрух» (нежелательному)».

После приведения ссылок на слова разных ученых прошлого по теме отпускания и сбривания бороды шейх ‘Али Джум‘а пишет: «Считаю, что те ученые-богословы, кто сказал об обязательности отпускать бороду и запретности ее сбривать, обратили внимание на нечто дополнительное, выходящее за рамки текста хадиса. На что именно? На то, что сбривание бороды в те времена считалось постыдным и позорным, человека могли за это упрекнуть, указать на него пальцем и посмеяться над ним[31]. А в том случае, когда выведение хукма (богословского положения) связано с местной традицией (местным обычаем, привычным для места и времени положением дел), обязательность (в случае отсутствия такого обычая и положения дел в иной местности или иное время) канонически переходит в желательность. Борода – это один из обычаев (традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде).

Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды (костюмов, шляп) мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной (отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии), никто (абсолютно никто) из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение.

Поистине, хукм (каноническое положение) бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: (1) большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее[32] не совершает греха.

Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды – нежелательно (макрух), а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние (саваб) за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина.

И только Аллаху (Богу, Господу) известно все»[33].

Даруль-ифта’ — авторитетная египетская богословская организация, занимающаяся изучением актуальных вопросов, вызывающих сомнения у верующих, с последующим выведением по ним фетв (богословских заключений-рекомендаций). Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов – издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания.

На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной. Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным.

Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время (щетина).

Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы. Некоторые ученые отнесли эти хадисы к тому, что обязательно к исполнению (ваджиб) с желательностью ухаживания за бородой, включая ее стрижку, дабы не была длиннее размера кулака. Но другие мусульманские ученые посчитали, что повелительная форма глагола, присутствующая в хадисах по теме, несет смысл не обязательности, а желательности (надб). По мнению последних отпускание бороды – это сунна, то есть человек получает Божье воздаяние (саваб) за то, что реализует это, и если он бреется, то наказан за это в Судный День не будет. Мусульманину уместно следовать тому мнению, которое наиболее подходит обществу, в котором он живет, положительно воспринимается окружающими его людьми. И это до тех пор, пока его поведение (привычки, действия) не вступит в прямое противоречие с (1) текстом Корана и Сунны (именно теми текстами, которые буквальны и однозначны по смыслу, не имеют вариантов толкования) или (2) с положением (хукм), по которому мнение мусульманских ученых однозначно и единогласно (иджма‘)»[34].

Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра[35] по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории: 1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр; 2) необязательная сунна (санна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов. К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Несомненно, все это полезно и хорошо, и следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о том, что данная категория является неотъемлемой частью религии, или категорично заявляет о необходимости либо обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)»[36].

Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут[37], высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[38], в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[39].

Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[40].

Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно[41].

Современное саляфитское течение считает ношение бороды обязательным (ваджиб), трактуя повелительную форму наклонения в хадисах буквально. Такфириты и им подобные, находящиеся постоянно в состоянии «войны и построения халифата», считают бороду обязательным атрибутом мусульманина. Сбрить ее, как они заявляют, можно лишь в случае приказа на то местного амира (предводителя).

Итак, я солидарен с мнением нашего современника ‘Али Джум‘ы, который говорит, что «мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды – нежелательно (макрух), а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние (саваб) за практикование сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина. И только Аллаху (Богу, Господу) известно все»[42].

Есть разные мнения по данному, не касающемуся напрямую религии вопросу. Важна глубина и широта богословских знаний. Необходима гибкость сознания. Невежество и фанатизм неуместны.

Борода помогает неуверенным в себе почувствовать уверенность. Она помогает молодому выглядеть более взросло. А человеку в возрасте выглядеть более солидно и убедительно. Определенные формы и длины бороды дают возможность ассоциировать себя с той или иной группой людей, почувствовать общность с ними. Но она не указывает на величину опыта и познаний ее обладателя, не указывает на его порядочность или набожность. Как часто бывает в реальности, внешний вид обманчив. Если мужчина отпускает симпатичную бороду, намереваясь соблюсти сунну, тогда получает Божье воздаяние (саваб). Если не отпускает, то упрека или наказания в Судный День не заслуживает. Кому ближе по духу иные богословские мнения, то это их выбор и полное право.

Ответы на вопросы о бороде

Вопрос. В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ. Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!

Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды][43], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[44], но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] С 1991 года работаю в системе ДУМ (Духовных Управлений мусульман) РФ. С 1997 года по настоящее время являюсь проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе. Председатель Совета улемов ДУМ РФ с 2006 года. Автор 32 книг. Основатель мусульманского коучинга (trillioner.life). Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. В 1999 году основал богословский сайт umma.ru, приобретший большую популярность в Рунете.

[2] Кяфир – неверный, безбожник.

[3] О саляфизме и такфиризме на моем сайте umma.ru есть два отдельных богословских материала. Рекомендую изучить.

[4] Каким глобальным разорением отдельных арабских нефтедобывающих стран это закончилось, вы уже знаете. В своей книге «Рискуя собственной шкурой» известный американский экономист Нассим Талеб, например, жестко описывает этот политический спектакль, за ужасающий результат которого, подчеркивает он, никто из западных руководителей не понес личной ответственности.

[5] Подробнее обо всем этом информационном безобразии тех лет, о религиозных информационных вирусах и о том, что же делать обычному верующему в этом бардаке, читайте в моей книге «Как увидеть Рай?», первое издание которой вышло в 2008 году.

[6] Плевелы – это сорняки, общее название растений из семейства злаков; их семена на вид трудноотличимы от зерен ржи, пшеницы и других культур, но в них содержится ядовитое вещество. Попадая в хлеб, плевелы делают его непригодным для еды.

[7] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[8] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[9] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[10] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[11] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[12] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[13] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

[14] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.

[15] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».

[16] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

[17] Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.

[19] Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.

[20] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.

[21] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.

[22] Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».

[23] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.

[25] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.

[26] Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.

[27] Напомню здесь богословское правило, что «нежелательность (кярахе) отменяется при малейшей необходимости». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[28] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 337.

[29] Ссылка на источник

[30] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).

[31] Именно это добавило категоричности в трактовании смысла хадиса.

[32] Учтите, притом что в те времена никто ее и не сбривал.

[34] https://www.dar-alifta.org/AR/ViewMindFatawa.aspx?sec=fatwa&ID=355&LangID=1

[35] Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете аль-Азхар.

[36] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[37] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета аль-Азхар (шейхуль-азхар).

[38] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

[39] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[40] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[41] Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103.

[43] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.

[44] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1