Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Нравственность и соблюдение поста

Аудио версия настоящей статьи:

 

Часто бывает в жизни, что внимание наше рассеивается и растрачивается по мелочам, а сосредоточенности и необходимого количества энергии на важное и нужное у нас уже просто не остается. В вопросе соблюдения поста важным является, к примеру, (1) что пост — это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным; (2) что воздержание в дневное время суток от всего перечисленного — это одна из основных форм поклонения Творцу; (3) цель такого поклонения — стать более нравственным, набожным (не совершать на протяжении всего последующего года явно запретного, а это — ложь, пьянство, прелюбодеяние, воровство и т. п., выполнять обязательное по мере сил и возможностей) [1]. И наконец, работа над собою в вопросе выстраивания добрых взаимоотношений с другими людьми, когда исключены ругательства, ссоры и оскорбления.

Хадисы о нравственности во время поста

(1) «Кто [соблюдая пост] не перестает лгать и обманывать (действовать в соответствии со своей ложью), а также продолжает проявлять невоспитанность, тот напрасно лишает себя еды и питья. [То есть его пост пред Богом лишается какого-либо смысла, ведь целью дневных ограничений является пробуждение в человеке чувства набожности [2], а потому поступки его должны становиться более правильными и последовательными]» [3]. (2) «Есть немало соблюдающих пост, которые от поста своего получают лишь чувство голода. И немало выстаивающих [дополнительную ночную] молитву-намаз, которые получают от этого лишь [бесполезное] бодрствование (бессонницу)» [4]. (3) «Если кто-либо из вас соблюдает пост, то пусть не сквернословит (не говорит непристойности) и не проявляет невоспитанность [пусть следит за своей речью и своим поведением]. Если кто-то проявит к нему (постящемуся) невоспитанность [в какой-либо форме], то пусть ответит ему: «Поистине, я соблюдаю пост» [5]. Мы же, люди, многое из перечисленного игнорируем либо оставляем без должного внимания, и весь свой интеллект и «набожность» тратим на «не нарушит ли пост чесание уха» [6]

Вопросы по теме

Не нарушается ли пост, если в дневное время произошла конфликтная ситуация и ты непреднамеренно в порыве гнева обидел и оскорбил человека? Фархад.

Пост не нарушается, но грехом это является, то есть лишает воздаяния за пост, частично, а возможно и полностью [7]. 

Зачтется ли мне день поста, если моими устами были произнесены ругательные (матерные) слова в порыве гнева? Очень стыдно. Римма.

Пост не нарушен, обязанность соблюдения поста в очередной день месяца Рамадан выполнена, но значительная часть воздаяния потеряна вами из-за совершенного греха. Считаю уместным процитировать следующие аяты Священного Корана.

(1)

«…Все у Него [в мироздании Творца, Господа миров] определенно [имеет заданные количественные и качественные характеристики, измеримо, что относится также к грехам и благодеяниям]» (см. Св. Коран, 13:8).

(2)

«…Он [Творец всего сущего] не ошибается и не забывает. [Все получат лишь заслуженное ими, даже если умерли за миллионы лет до наступления Конца Света]» (см. Св. Коран, 20:52).

(3)

«В Судный День Господь установит весы Справедливости [о чем много говорили на земле (спра-вед-ли-вость!), часто изображая в форме весов, но так и не смогли на практике осуществить: если и могли узнать частично о внешних факторах, то значительная часть внутренних, незримых, в том числе тяжесть грехов и вес благодеяний, оставалась неизвестной]. Ни одна душа даже в малом не будет ущемлена. Самый незначительнейший поступок (с малюсенькое зернышко) — и тот будет учтен (представлен) [ни одна единица благого либо злого не затеряется в личном деле каждого из людей и джиннов, несмотря на то что будет их на площади Суда великое множество]. В качестве выносящего решение [учитывающего все, даже незаметные «за» и «против»] Нас [говорит Господь миров] будет достаточно» (Св. Коран, 21:47).

Во время поста мой муж очень нервный и раздражительный. Казалось бы, нужно больше молиться, прощать своих обидчиков, работать над собой, чтобы нести другим позитив, но у него все наоборот — лишь раздражительность и гнев... Может, я просто устала жить в отношениях, которые не обрели Божьего благословенья? Татьяна.

Сложно однозначно сказать, но гнев и раздражительность — это проблема. Умение жить и получать радость от жизни — почти искусство, которому необходимо учиться порой всю жизнь. Вам самой решать, есть ли будущее в ваших отношениях или нет. Всевышний может благословить на самое разное, что в значительной степени зависит от того, к чему мы стремимся, на что тратим свои силы, время и энергию.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными. [Пусть же соблюдение поста пробудет в вас чувство набожности, обязательность в благом, последовательность и ответственность]» (Св. Коран, 2:183).

[2] См.: Св. Коран, 2:183.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9024, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1689, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 315, хадис № 568 и пояснение к нему.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1690, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 270, хадис № 4404, «сахих».

[5] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 185, хадис № 1691, «сахих».

[6] Среди прочих на сайте был задан и такой вопрос: «Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо».

[7] Подробнее об этом см., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 309, 310; Махмуд А. Фатава [Фетвы]: В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. С. 58, 59.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1