Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Определение начала месяца поста

У нас в Таджикистане священный пост начинается на день позже, и многих верующих интересует вопрос почему, мучают сомнения в правильности вычисления даты начала Рамадана. Согласовывается ли это учеными исламского мира? Рамазан, 35 лет.

В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале Священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность. Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится:

«Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями [1]» (см. Св. Коран, 4:59).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему» [2].

Как можно узнать, когда в следующем году начнется ураза? Мы летом выезжаем с детьми на море, поэтому хочется спланировать свой отпуск. Руслан.

Вы можете посмотреть в мусульманском календаре. 

Два календаря показывают разное начало месяца Рамадан: один — на день раньше. Как правильно? Мухамет, 68 лет.

Прислушайтесь к тому, что скажет муфтий вашего региона или имам мечети, которую вы посещаете.

В Казахстане пост длился 29 дней, а в Саудии — 30. Почему такая разница? И как происходит расчет? Жанибек.

Рамадан обычно длится 29 дней, об этом есть даже упоминание в Сунне [3]. Лунный год короче солнечного почти на 11 дней!

Я живу в Москве, на праздник Ураза-байрам хочу поехать домой, в Дагестан, но там поститься начинают на день позже, соответственно и заканчивают позже. Подскажите, когда я должен закончить поститься, т. е. по московскому или дагестанскому расписанию? Магомед. На момент начала поста я находилась в Москве, поэтому первый день у меня, как и у всех москвичей, пришелся на 11-е августа (2010 г.). Но в конце месяца поста я уезжаю на родину, а там и начало, и окончание на один день позже. Когда мне следует перестать поститься? Залина.

 Вы завершаете пост (как и начинаете соблюдение его) в соответствии с тем расписанием, которое установлено местным официальным духовенством (муфтием) на территории вашего временного или постоянного пребывания в день праздника (или начала поста) [4], то есть вы завершите пост в соответствии с расписанием той местности, где оказались.

День начала поста и день его окончания не у всех мусульман, живущих в разных уголках мира, совпадает. В такой ситуации нужно следовать тому, что объявит местный имам. Тут все ясно и понятно. Но у нас в России все не как у людей. Я родом из города Махачкалы (Дагестан). По городу сначала объявили, что день начала поста — 11-е число, как и в Москве, а, например, в поселке Альбурикент объявили пост с 12-го числа. Поселковый имам сказал, что надо держать с 12-го числа. Замечу, что между городом Махачкалой и поселком Альбурикент такое же расстояние, как между мечетью на Поклонной Горе и МГУ на Ленинских горах. Еще 8-го числа вечером по городскому каналу сказали, что день Ураза-байрам будет 9-го числа. Выходит у одних Рамадан длится 29 дней, а у других 30. Кто-то держал пост 9-го числа, кто-то не держал. Как быть в такой ситуации? Ведь в день праздника нельзя держать уразу? У нас в Дагестане такой бардак происходит ежегодно в разных селах и городах. Может ли Духовное Управлении мусульман России повлиять на такие причуды местных Духовных Управлений в регионах России? Али.

Чтобы этот вопрос был решен на уровне Духовных Управлений… думаю, мы придем к этому. Но Россия — большое многонациональное государство, и привести к единому мнению 20 млн человек довольно сложно. Канонически, конечно же, нужно прислушиваться к местным главенствующим религиозным структурам, к централизованным организациям, к муфтиям, которые выносят богословское заключение. В вашем случае, считаю, лучше было бы опираться на мнение местного муфтия либо имама той мечети, в которую вы обычно ходите молиться.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Многие муфассиры говорили, что здесь подразумеваются в первую очередь религиозные руководители, ученые-богословы.

[2] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.

[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 264, хадис № 2320, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадисы № 1656 и 1657, оба «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 238, хадисы № 2133 и 2134, оба «сахих».

[4] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 101.

Пост

Рамадан

Луна

Мусульманский пост

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic