У нас в Таджикистане священный пост начинается на день позже, и многих верующих интересует вопрос почему, мучают сомнения в правильности вычисления даты начала Рамадана. Согласовывается ли это учеными исламского мира? Рамазан, 35 лет.
В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале Священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность.
Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится:
«Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями [1]» (см. Св. Коран, 4:59).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему» [2].
Как можно узнать, когда в следующем году начнется ураза? Мы летом выезжаем с детьми на море, поэтому хочется спланировать свой отпуск. Руслан.
Вы можете посмотреть в мусульманском календаре.
Два календаря показывают разное начало месяца Рамадан: один — на день раньше. Как правильно? Мухамет, 68 лет.
Прислушайтесь к тому, что скажет муфтий вашего региона или имам мечети, которую вы посещаете.
В Казахстане пост длился 29 дней, а в Саудии — 30. Почему такая разница? И как происходит расчет? Жанибек.
Рамадан обычно длится 29 дней, об этом есть даже упоминание в Сунне [3]. Лунный год короче солнечного почти на 11 дней!
Я живу в Москве, на праздник Ураза-байрам хочу поехать домой, в Дагестан, но там поститься начинают на день позже, соответственно и заканчивают позже. Подскажите, когда я должен закончить поститься, т. е. по московскому или дагестанскому расписанию? Магомед.
На момент начала поста я находилась в Москве, поэтому первый день у меня, как и у всех москвичей, пришелся на 11-е августа (2010 г.). Но в конце месяца поста я уезжаю на родину, а там и начало, и окончание на один день позже. Когда мне следует перестать поститься? Залина.
Вы завершаете пост (как и начинаете соблюдение его) в соответствии с тем расписанием, которое установлено местным официальным духовенством (муфтием) на территории вашего временного или постоянного пребывания в день праздника (или начала поста) [4], то есть вы завершите пост в соответствии с расписанием той местности, где оказались.
День начала поста и день его окончания не у всех мусульман, живущих в разных уголках мира, совпадает. В такой ситуации нужно следовать тому, что объявит местный имам. Тут все ясно и понятно. Но у нас в России все не как у людей.
Я родом из города Махачкалы (Дагестан). По городу сначала объявили, что день начала поста — 11-е число, как и в Москве, а, например, в поселке Альбурикент объявили пост с 12-го числа. Поселковый имам сказал, что надо держать с 12-го числа. Замечу, что между городом Махачкалой и поселком Альбурикент такое же расстояние, как между мечетью на Поклонной Горе и МГУ на Ленинских горах.
Еще 8-го числа вечером по городскому каналу сказали, что день Ураза-байрам будет 9-го числа. Выходит у одних Рамадан длится 29 дней, а у других 30. Кто-то держал пост 9-го числа, кто-то не держал. Как быть в такой ситуации? Ведь в день праздника нельзя держать уразу?
У нас в Дагестане такой бардак происходит ежегодно в разных селах и городах. Может ли Духовное Управлении мусульман России повлиять на такие причуды местных Духовных Управлений в регионах России? Али.
Чтобы этот вопрос был решен на уровне Духовных Управлений… думаю, мы придем к этому. Но Россия — большое многонациональное государство, и привести к единому мнению 20 млн человек довольно сложно. Канонически, конечно же, нужно прислушиваться к местным главенствующим религиозным структурам, к централизованным организациям, к муфтиям, которые выносят богословское заключение. В вашем случае, считаю, лучше было бы опираться на мнение местного муфтия либо имама той мечети, в которую вы обычно ходите молиться.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Многие муфассиры говорили, что здесь подразумеваются в первую очередь религиозные руководители, ученые-богословы.
[2] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.
[3] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 264, хадис № 2320, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадисы № 1656 и 1657, оба «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 238, хадисы № 2133 и 2134, оба «сахих».
[4] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 101.