Племя Курайз. Наказание за предательство (Сира 132)

Рассеялось собрание племен возле Медины, вернулись верховые животные вместе с ними туда, откуда пришли с просторов пустыни. Они унесли с собой лишь потери и поражение. Иудеи племени Курайза остались одни, а с ними их предательство. На утро следующего дня они были схожи с преступником, порочное деяние которого было раскрыто, и ему не остается ничего, кроме как ждать справедливого возмездия.

Гнев мусульман по отношению к иудеям достиг апогея. Именно они явились подстрекателями арабов и того, что они пришли к месту переселения, чтобы уничтожить место пребывания мусульман и их самих. Воистину, раны мусульман по причине изгнания со своих земель, преследований из-за их убеждений, как и объявление дозволенным их крови и имущества — не затянулись, а возможно, не заживут никогда. Как стало возможно предательство от рук сынов Исраиля, придумавших план уничтожения Ислама и его последователей, да еще таким презренным, унизительным образом? Как стало такое возможно, что племя Курайза, находившееся рядом с Пророком и видящее только лишь благочестие и праведность, надежность и верность, повернется спиной к нему и объединится с врагами Ислама, дабы вместе с ними воевать и грабить?

В период осады в их крепости направился Хуей ибн Ахтаб — глава шайки, которая посетила Мекку и Наджд, подстрекая племена против Аллаха и Его посланника и утверждая, что язычество лучше Единобожия.

Мусульмане, удостоверившись, что племена разбрелись, услышали приказ посланника Аллаха: «Кто слышит и подчиняется, пускай не совершает намаз ‘Аср нигде, кроме как в племени Курайза»[1].

Призыв к битве в этот период, осветившийся победой и спасением, достиг слуха верующих, и это тогда, когда они воочию увидели помощь Аллаха и Его ангелов. Где они сегодня, по сравнению со вчерашним днем? Своей жизнью и положением они обязаны Божественной воле.

Мирские силы, подчиненные воле Аллаха, рассеяли их врагов,
ослабив их пыл. Неудивительно, что посланник Аллаха ﷺ обратился к верующим, сообщая слова Джабраила (Гавриила): «Ангелы еще не сложили свое оружие. Воистину, Аллах велит тебе, о Мухаммад, направиться к племени Курайза. Я буду сопровождать тебя и сотрясу их»[2].

Приказ Пророка был суров и подлежал исполнению. Аль-Байхакы передает, что посланник Аллаха сказал своим сахабам: «Я велю вам совершать намаз ‘Аср, только когда вы достигнете племени Курайза». Зашло солнце, прежде чем они достигли нужной местности. Некоторые из них сказали: «Поистине, посланник Аллаха не желал, чтобы мы пропустили молитву. Так совершим ее». Другие сказали: «Клянемся, мы следуем приказу посланника Аллаха. На нас нет греха». Одна группа мусульман совершила намаз, с верой и убежденностью ожидая награды только от Аллаха. Другая с таким же настроем оставила намаз. Посланник Аллаха не упрекнул никого из них»[3].

Приговор для племени Курайз

Знамя мусульман на пути к племени Курайза нес ‘Али ибн Абу Талиб. Верующие окружили крепость, народ же в ней пребывал в своем заблуждении до такой степени, что они продолжали поносить Пророка и его жен. ‘Али счел нужным преградить Пророку дорогу, чтобы оградить от глупцов, и обратился со словами: «О посланник Аллаха, не приближайся к этим людям». Пророк спросил: «Почему? Неужто ты слышал от них что-то непристойное?» ‘Али ответил: «Да». Пророк сказал: «Если они меня увидят, то не станут этого делать».

Такова суть низких людей: когда пребывают в безопасности, вершат безрассудство, когда есть сила, чинят беззаконие и начинают напоминать людям о высоких идеалах, когда их сердца охватывает страх и трепет. Во всем они видят для себя выгоду, и лишь она главенствует над ними. Договоры — самое последнее в жизни, что они соблюдают.

Только когда мусульмане усилили осаду, иудеи поняли, что их взяли за горло и остается только сдаться. Их охватил страх и отчаяние.

Ка‘б, глава племени Курайза, обращаясь к ним, сказал: «О собрание иудеев! Вас коснулось то, что вы видите. Я хочу предложить вам три варианта событий, выберите, что пожелаете». Они спросили: «Что же ты можешь предложить?» Ка‘б ответил: «Мы должны последовать за этим человеком, подтвердить его правдивость. Клянусь, стало явным для вас, что он Посланник и Пророк — тот, кого вы находите в своем Писании. Тем самым вы защитите свою кровь, семьи и имущество». Они ответили: «Мы не оставим Тору и не заменим это ничем». Тогда Ка‘б сказал: «Если вы отказываетесь, то давайте собственными руками убьем своих жен и детей, выйдем к Мухаммаду и его сподвижникам как воины, взяв в руки мечи и не оставив позади себя ничего. И Бог рассудит между Мухаммадом с его сподвижниками и нами. Если мы погибнем, то хотя бы не оставим после себя потомство, за которое будем переживать. Если же победим, то клянусь, у нас еще будут жены и дети». Люди ответили: «Неужели мы убьем этих несчастных, какой смысл жизни после них?» Ка‘б ответил: «Если вы и от этого отказываетесь, то сегодняшняя ночь — суббота. Мухаммад и его сподвижники будут думать, что пребывают в безопасности от нас. Давайте спустимся и неожиданно нападем на них». Иудеи с удивлением воскликнули: «Неужто мы должны нарушить субботу, вершить в ней то, что не делали жившие до нас?» Ка‘б сказал: «Вам не достает решительности».

Род Курайза попытался прибегнуть к мирному соглашению, подобно их братьям из племени ан-Надыр, но мусульмане отказались, не принимая от них ничего, кроме капитуляции без каких-либо условий. Вероломство и обман иудеев вызывали лишь гнев мусульман, в сердцах которых не осталось снисходительности.

Иудеи, находясь в осаде, вызвали Абу Любабу, чтобы с ним посоветоваться: согласиться ли с предложением Мухаммада? Он ответил «да» и указал на свое горло, что означало казнь и погибель иудеев. Абу Любаба счел, что, раскрыв планы Пророка, он предал его. Потому он поспешил в мечеть, привязал себя к столбу и поклялся, что не отвяжет себя, пока Аллах не простит его. Аллах принял его покаяние и спустя несколько дней был ниспослан аят:

«А есть и такие, кто признал свои грехи. Они смешали хорошие дела с плохими [в их личном деле имеются как грехи, так и благородные поступки]. Возможно, Аллах (Бог) простит их [такая надежда должна присутствовать в их сердцах и не умирать]. Он [Господь миров, Творец всего сущего] может все простить [пока человек жив, да и после смерти может простить все, кроме безбожия, язычества], Он бесконечно Милостив» (Св. Коран, 9:102) [4].

Блокада продолжалась двадцать пять ночей, в течение которых мусульмане проявили снисходительность к части иудеев, кто отказался в свое время нарушать договор с посланником Аллаха ﷺ. Они разрешили им выйти, воздали им за их верность договорам благом и отпустили с миром на все четыре стороны.

После 25-ти ночей осады было принято решение напасть на крепость. ‘Али, а с ним был аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам, воззвал: «О отряд имана, клянусь, я вкушу то, что вкусил Хамза, либо мы откроем эту крепость».

Люди племени Курайза поняли, какая над ними нависла опасность, и воскликнули: «О Мухаммад, мы согласимся с решением Са‘да ибн Му‘аза». Они были выведены из крепости и приведены к месту сбора и ожидали, когда придет Са‘д ибн Му‘аз и вынесет решение касательно своих союзников. Са‘д был главой племени Аус, которое было союзником племени Курайза в джахилии. Иудеи думали, что их связь принесет им пользу. Племя Аус, в свою очередь, так же ждало, что их предводитель проявит снисхождение к своим бывшим соратникам.

Посланник Аллаха ﷺ ожидал, когда Са‘д явится из палатки, в которой ему оказывалась помощь после ранения. Народ окружил его, выкрикивая: «О Абу ‘Амр[5], будь снисходителен и прими правильное решение в отношении твоих союзников». Однако Са‘д не забыл, что Ислам и его последователи, Медина и ее плоды, потомство, священные места не спаслись от давления нападающих племен, кроме как чудом. И то, что род Курайза и те, кого они приютили, были подстрекателями в этой войне, объявленной ради искоренения Единобожия и его последователей. Не забыл он и то, как они расторгли договор, какими словами порочили его, когда он пошел к их племени напомнить о недопустимости такого поведения. Именно он в тот день сказал: «Я боюсь, что настанет для вас день, подобный тому, что настал для племени ан-Надыр, и даже хуже». Они же тогда грубо ответили ему.

Именно поэтому он закричал, когда народ окружил его: «Наступило время для Са‘да, чтобы на пути Аллаха его не удерживал упрек упрекающего».

Са‘д вынес решение: мужчины должны быть казнены, семьи взяты в плен, а имущество поделено. Пророк ﷺ согласился с этим решением, сказав: «Ты озвучил касательно них решение Аллаха, вынесенное сквозь семь небес»[6].

Были выкопаны рвы рядом с рынком Медины. Иудеев группами выводили к месту, чтобы они ценой жизни заплатили за свое вероломство. Они обратились к Ка‘бу, когда их вели под руки: «Что будет с нами?» Он ответил: «Неужто вы не разумеете и не видите, что тот, кого увели, не возвращается? Воистину, казнь».

Решение о казни пало на того, кто желал ее другим. Ведь если бы порочные намерения иудеев осуществились, то тысячи мусульман пали бы от рук племен, которых подстрекали и поддерживали иудеи.

Как часто бывает, что авантюры людей, стоящих у власти или стремящихся к ней, являются причиной подобных людских потрясений, и они сродни тем, которые произошли с племенем Курайза. Если бы Хуей ибн Ахтаб и подобные ему жили по соседству с Исламом и довольствовались достающимися им трофеями, то их народ не подвергся бы такому исходу. Однако народы своей кровью платят огромную цену за ошибки своих предводителей. Сколь много таких примеров в наше время, когда миллионы людей гибли из-за самолюбия своих правителей.

Потому Коран порицает алчные проявления, присущие тиранам.

«Разве ты не видел тех, кто променял Божьи дары на безбожие? [Вместо того чтобы благодарить Господа и применять имеющееся по назначению на доброе и благое, они самоуверенно облачились в дырявые доспехи упрямой неблагодарности и восприятия всего как должного. Разве не видел ты тех] кто поместил свой народ туда, где для него очевидная погибель (потери)? [А это ведь] Ад, где они и окажутся. Сколь же ужасно получить подобный вердикт! [Худшего места «постоянной прописки» просто не сыскать.]» (Св. Коран, 14:28, 29).

Для исполнения наказания привели Хуейя, который являлся главным зачинщиком смут. Он посмотрел на посланника Аллаха и сказал: «Клянусь, я не упрекаю себя за вражду с тобой. Кого Аллах оставит без помощи, тот обречен на погибель». Потом он повернулся к народу и воскликнул: «О люди, не страшно, такова воля Свыше. Эти трудные испытания Бог предписал сынам Исраиля». Хуей был казнен.

Нужно признать, что в числе язычников-курайшитов и иудеев были люди, которые достойно встретили свою смерть. У ложных убеждений есть последователи, готовые жертвовать собой ради ложных взглядов. Однако подобные примеры самопожертвования не меняют сути вещей — не делают ложное истинным, не превращают тиранию в справедливость.

Об изгнании племен и поражении племени Курайза были ниспосланы аяты:

«Безбожникам Господь ответил их же ненавистью. [Их чувство неприязни к Пророку и его сподвижникам не возымело выхода в форме силового противостояния, а потому начало проедать их изнутри. С этим грузом на душе они и ушли.] Они так и не получили блага [ни в этой жизни, ни в вечной, вернулись домой полные ненависти, потерпев поражение]. Людей Писания, помогавших язычникам [против мусульман], Он [Господь] спустил с их крепостей (вывел из их цитаделей) и вселил в их сердца [неуправляемый] страх (ужас) [потому они и сдались]. Кто-то из них был убит вами, а кто-то оказался в плену. Он передал вам в наследие их земли, дома и богатства, а также землю, по которой вы даже не ступали. Аллах [Бог] может сделать все [для Него не составляет ни малейшего труда развернуть обстоятельства абсолютно непрогнозируемым и неожиданным образом]» (Св. Коран, 33:25–27).

Мусульмане в этой борьбе с язычниками, а потом и с людьми Писания потеряли небольшое количество своих воинов. Среди них был Са‘д ибн Му‘аз ─, на мольбу которого ответил Аллах. Он пал шахидом из-за раны, полученной в дни битвы У рва. Но прежде Аллах утолил гнев Са‘да к иудеям Курайза, и он засвидетельствовал провал курайшитов при попытке напасть на Медину.

Когда вопрос с племенем Курайза был разрешен, Всевышний ответил на мольбу Своего праведного раба Са‘да ибн Му‘аза ─, раненого в разгар битвы У рва. Пророк Мухаммад ﷺ соорудил для Са‘да ─ палатку в мечети, чтобы регулярно его навещать.

Когда враждующие племена разбрелись и был определен исход племени Курайза, Са‘д ─ воззвал ко Всевышнему: «О Аллах! Я вижу, что битва между нами и курайшитами завершилась. И если это так, то сделай, чтобы моя рана вновь открылась и чтобы это явилось причиной моей смерти»[7]. Его молитва моментально была принята. Рана начала кровоточить и этой же ночью Са‘д ибн Му‘аз ─ умер.

У Ахмада ибн Ханбаля приводится, что после первой мольбы, когда Са‘д ─ просил отсрочить его смерть до завершения битвы, рана быстро зажила и на ее месте остался лишь след размером с маленькую серьгу[8].

Когда рана вновь открылась, кровотечение было настолько сильным, что кровь вытекала ручьем из сооруженной палатки. Находившиеся в мечети спрашивали, что происходит, и получали ответ: «У Са‘да открылась рана, это его кровь течет ручьем».[9]

В своде хадисов аль-Бухари и Муслима от Джабира передается, что Пророк ﷺ сказал: «Трон Милостивого содрогнулся из-за смерти Са‘да ибн Му‘аза»[10].

В сборнике хадисов ат-Тирмизи[11] передается: «Когда тело Са‘да ибн Му‘аза несли во время погребальной церемонии, лицемеры говорили, что оно необыкновенно легкое. На что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, его несут ангелы»[12].

Ибн Хаджар упомянул, что предположения Са‘да ─ оказались верными и его молитвы были приняты. После битвы У рва между мусульманами и курайшитами больше не возникало столкновений: язычники впредь не выступали инициаторами сражений.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 15, хадис № 945.

[2] Там же. Т. 5. С. 111, хадис № 4117.

[3] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 4. С. 8.

[4] См.: аль-Хаттаб М. Ар-расуль аль-каид [Пророк предводитель]. Бейрут: аль-Фикр, 2001. С. 261.

[5] Абу ‘Амр это и есть Са‘д ибн Му‘аз. Среди арабов бытует практика обращения друг к другу по имени старшего сына с прибавление Абу, что в переводе означает «отец такого-то».

[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 17. С. 262, хадис № 11170.

[7] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 498–501, хадис № 7028.

[8] См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Дамаск: аль-Фикр, 2005. С. 225.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 100, хадис № 463.

[10] Там же. Т. 5. С. 35, хадис № 3803.

[11] Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи (209–278 гг. по хиджре) (825–892 гг. по григор.) — известный богослов-хадисовед из города Тирмизи. Был учеником имама аль-Бухари. Посетил многие научные центры своего времени. Его главный труд «Аль-джами‘ ас-сахих» входит в шестерку основных сводов хадисов.

[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. Т. 5. С. 690, хадис № 3849.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1