Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока вы [люди] не увидите десять знамений [предвещающих его наступление]:» (1) дым (пар) [который покроет все пространство планеты Земля], (2) Антихрист, (3) [земляное] ползучее животное, (4) восход солнца с запада, (5) спуск [с небес на землю, второе пришествие] ‘Исы (Иисуса); (6) [выход] Я’джуджа и Ма’джуджа; а также [появление] трех [глобальных] провалов [на планете]: (7) одного на востоке, (8) второго на западе, (9) третьего на Аравийском полуострове. В заключение [всего] этого будет (10) огонь, который появится со стороны Йемена и погонит людей к месту сбора»[1].
Земляное ползучее животное
Пророк Мухаммад сказал:
1. «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) земляного ползучего животного»[2];
2. «Воистину, первыми [крупными] знамениями, которые появятся [и будут предвещать Конец Света], станут восход солнца с запада и выход [земляного] ползучего животного к людям утром. Эти явления произойдут друг за другом (одно опередит другое), с небольшим временным промежутком между ними»[3].
После появления первого из этих знамений становление безбожника верующим, а также покаяние, раскаяние верующего грешника не будут иметь смысла и пользы.
С восходом солнца с запада все понятно, а что это за «ползучее земляное животное»?
В Коране сказано:
«Когда будет вынесено решение против них [когда люди исчерпают все варианты выбора и неизменно укрепятся в своем безбожии; когда уже некому будет призывать к благому и удалять от скверного, аморального][4], Мы [говорит Господь миров] выведем для них из земли ползучее животное, которое заговорит с ними о том, что люди так и не поверили в Божьи знамения, [не прониклись] настоящей верой. [А жаль, ведь с этого момента изменение убеждений и взглядов, открытие глаз и сердец на смыслы заключительного Божьего Писания и наставления Пророка уже не поможет, ничего не изменит и не возымеет светлой вечной перспективы]» (Св. Коран, 27:82).
Даббатуль-ард (ползучее животное) – одно из Божьих знамений, которое появится в самом конце существования нашей планеты и Галактики в целом. Это – один из больших признаков конца жизни земной как таковой, один из больших признаков начала Конца Света. И произойдет в тот период, когда зла на земле станет очень много, а добра и блага – очень мало. Это животное будет говорить с людьми на понятном для всех них языке. С его появлением на лицах верующих людей начнет появляться признак веры, а на лицах безбожников – клеймо безбожия.
Описаний этого животного в книгах по мусульманскому богословию за последние 14 веков было много, но практически все они не имеют научного обоснования, не подтверждены Кораном и достоверной Сунной. Из текста Корана мы знаем лишь, что это «земляное ползучее животное», оно»выйдет» и «будет говорить с людьми». А из хадисов, описывающих его, приведу следующие два:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
1. «Выйдет [появится ближе к Концу Света] ползучее животное, которое будет ставить клеймо на носы [безбожных] людей [тех, кто так и не уверовал до этого момента]. Они будут жить среди вас [это станет обыденным и обычным][5]. Дойдет до такой степени, что один купит верблюда, а у него спросят:»У кого купил?». Он ответит:»У одного из тех, кто с клеймом на носу»[6];
2. «Выйдет [появится ближе к Концу Света] ползучее животное. У него будет перстень [пророка] Сулеймана, сына Дауда (Соломона, сына Давида), и посох [пророка] Мусы, сына ‘Имрана (Моисея). От посоха [его прикосновения] лицо верующего начнет сиять, а от перстня – на носу безбожника будет появляться клеймо. Дойдет до того, что во время трапезы [при совместном приеме пищи] будут говорить: «Эй, верующий!» или «Эй, безбожник! [не в смысле оскорбления или упрека, а из-за явного очевидного внешнего признака отличия]»[7].
Мнения авторитетных ученых о ползучем животном
Авторитетные, но не однозначные мнения:
1. «Ползучее животное выйдет, когда не останется блага на земле вообще. Исчезнет побуждение к благому и порицание злого. Возвращающихся к Богу и кающихся не останется. Это знамение будет за пределами привычных земных законов»[8].
2. «Ползучее животное – это верблюжонок чудо-верблюдицы пророка Салиха. Когда чудо-верблюдица была убита язычниками, он, верблюжонок, убежал от людей, вошел в открывшуюся перед ним скалу, и она закрылась за ним. Он и выйдет из нее в качестве одного из знамений Конца Света»[9].
3. «Это животное покрыто шерстью, а длина того, на чем оно стоит, – шестьдесят локтей[10]» (‘Абдулла ибн ‘Умар)[11]
4. Некоторые описывали ползучее животное так: «Голова как у быка; глаза как у свиньи; уши как у слона; рога как у оленя; шея как у страуса; грудь как у льва; окрас как у тигра; талия как у кошки; хвост как у барана; ноги как у верблюда и невероятно длинные»[12].
Самое подробное описание даббатуль-ард можно найти в тафсире имама аль-Куртуби[13] при пояснении 82-го аята 27-й суры[14]. Он приводит описания данного животного сподвижниками и отдельными мусульманскими учеными. Но все на самом деле достоверное приведено мною в этом материале. Нечто большее – это уже предположения.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1163, хадис № 39–(2901). Также, см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4311,»сахих».
[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
[3] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 118–(2941); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118–(2941); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4310,»сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251,»сахих».
[4] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 13. С. 155.
[5] В одном из риваятов (вариантов текста хадиса) использован другой глагол, несущий смысл»их станет среди вас очень много».
[6] Св. х. Ахмада. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1634, хадис № 22664 (22308),»сахих».
[7] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 437, хадис № 4066. Отмечу, что хадис не выдуман (мавду‘), но, по мнению некоторых, имеет низкую степень достоверности (да‘иф); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 507, хадис № 3187. Имам ат-Тирмизи считал этот хадис средней степени достоверности»хасан», некоторые говорили о низкой степени его достоверности»да‘иф». Перевес все-таки больше в сторону достоверности»сахих».
[8] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 2. С. 401.
[9] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан В 20 т. Т. 13. С. 156.
[10] Один локоть (зира‘) равен 0,66 метра, то есть 39,6 метров.
[11] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан В 20 т. Т. 13. С. 156.
[12] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан В 20 т. Т. 13. С. 156.
[13] Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби (умер в 671 году по хиджре, в 1273 по григорианскому) — крупный исламский богослов, автор книг, которые переиздают и читают до сих пор. Наиболее известным его трудом является тафсир Корана в 20 томах. По происхождению араб. Родился в Кордове, в мусульманской Испании (аль-Андалус). После падения Кордовы под натиском христиан переехал в Александрию (Египет), затем в Каир, а после — в селение севернее Асьюта, где и скончался.
[14] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан В 20 т. Т. 13. С. 156–158.
Также см.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 683; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 784–790.