Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Послание пророка Мухаммада Ираклию (Сира 143)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

С посланием к правителю римлян Пророк ﷺ отправил Дихью ибн Халифу[1]. Обратиться к ним с непонятным для них призывом было непростой задачей. Как иначе, если, по логике римлян, призыв этот пришел от безграмотного бедуина, который относится к народу, находящемуся под их властью. Оценивая положение дел, Пророк выбрал для осуществления этой миссии того, кто отнесется к ней с верой и ожиданием награды только от Аллаха, невзирая на возможные для него последствия и ответ от того, кого он призовет.

Ибн Хиббан[2] передает, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отправится с моим письмом к правителю римлян, тому — Рай». Встал человек и спросил: «Если он даже не примет?» Пророк ответил: «Даже если не примет». Дихья взял послание и направился в земли римлян.

Это событие совпало с моментом, когда Ираклий[3] направлялся в Иерусалим после победы над персами выразить благодарность Всевышнему.

Правитель римлян взял послание и прочитал]:

«С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к Ираклию, правителю Рима. Мир тому, кто последует прямому пути. Поистине, я призываю тебя к Исламу. Покорись, и ты обретешь мир, а Аллах дарует тебе двойную награду. Если ты отвернешься, на тебе грех землепашцев (людей под твоим правлением). «Скажи [Мухаммад]: «Люди Писания, давайте придем к единому мнению (единодушию, согласию) [в следующем]: не поклоняться, кроме как Аллаху (Богу), никого и ничего не возводить на Его Божественный уровень. Также пусть одни из нас не берут себе других в качестве покровителей [законодателей, запрещающих или разрешающих], помимо Аллаха (Бога). Если они не прислушаются (отвернутся), тогда [вы, следующие за пророком Мухаммадом] скажите: «[Пусть вы, иудеи и христиане, расходитесь с нами во мнениях, а мы с вами, но все же] будьте свидетелями того, что мы (мусульмане) покорны лишь [Одному] Богу» (Св. Коран, 3:64) [4].

Свита Ираклия взволновалась, увидев, что правитель внимательно отнесся к посланию, и пришла в негодование, когда он то ли всерьез, то ли в шутку предложил им последовать этой религии.

Ираклий — политик, вопрос религии волновал его с точки зрения того, поможет ли она ему усилить свое влияние. Он управлял государством в период, когда внутри церкви было много разногласий касательно природы ‘Исы (Иисуса). Конфликты привели к тому, что общество разделилось. Он пытался объединить разные точки зрения и привести враждующие стороны к одному видению, но безуспешно. Яковиты восстали против него в Египте и Шаме, поэтому религиозный вопрос был для него весьма актуален. Объединение сторон во благо государства — вот то, чем он был занят. Он прекрасно понимал абсурдность разногласий.

Возможно, в нем затеплилась мысль перейти от убеждения о троице к простоте Единобожия. Однако затея угасла, когда он осознал, что она приведет к еще большим разногласиям. Вопрос власти для него был важнее.

Преследуя политический интерес, он пригласил к себе Дихью и пытался показать, что он мусульманин. После чего он даровал ему золотые монеты и отправил обратно. Когда Дихья предстал перед Пророком, тот сказал: «Враг Аллаха солгал, он не является мусульманином». Пророк ﷺ велел раздать золото нуждающимся[5].

Послания вассалам Рима

Посланник Аллаха ﷺ также направил послания в арабские провинции, которые следовали за римлянами. Их ответ на призыв к Исламу был значительно жестче и суровее, чем самого правителя римлян. Правитель Дамаска прочитал послание Пророка к нему, в котором было написано: «С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к аль-Харису ибн Абу Шамру[6]. Мир тому, кто последует прямым путем, кто уверует в Аллаха и подтвердит это. Воистину, призываю тебя уверовать в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. В этом случае твоя власть останется за тобой»[7]. Он бросил письмо на землю и воскликнул: «Кто же может меня лишить моей власти?!» После чего стал готовить войско к сражению с мусульманами.

Аль-Харис не был подлинным правителем, чтобы возноситься таким образом. Он был назначен правящими римлянами и должен был следовать их прихотям и приказам. Тот подарок, который к нему пришел и который он отверг, был единственной надеждой сделаться истинным правителем, если бы он принял Ислам и распространил его.

То же послание, что и правителю Дамаска, Пророк ﷺ отправил к правителю Бусры, который был на подвластной римлянам территории. Письмо нес аль-Харис ибн ‘Умейр аль-Азди. По дороге ему повстречался Шархабиль ибн ‘Амр аль-Гассани[8] и спросил: «Ты из посланцев Мухаммада?» Услышав утвердительный ответ, Шархабиль велел его казнить. Сообщения об этом дошли до Медины. Честь мусульман была задета. Они понимали, что отношения с римлянами не смогут развиваться по пути уважения и справедливости, а только через силу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Дихья ибн Халифа аль-Кальби — один из сподвижников пророка Мухаммада из числа ансаров. Принял участие во всех битвах после сражения при Бадре. Ему были присущи благой нрав, отличительный ум и проницательность. Известно, что ангел Джабраил нисходил в его облике. Передается, что он был пронизан сильной любовью к Пророку, часто его посещал, передавал ему подарки. Принял Ислам до битвы при Бадре, однако в самом сражении участие не принял. Есть упоминание, что первой битвой, в которой он принял участие, была битва У рва, но большинство ученых утверждают, что это была битва при Ухуде. Был направлен к Ираклию I с письмом от Пророка. Дожил до века правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна. Жил в Дамаске, там же умер и был похоронен.

[2] Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ат-Тамими ад-Дарими аль-Бусти, более известен как Ибн Хиббан — мусульманский ученый, историк, автор многих трудов, в том числе сборников хадисов, например, «Сахих ибн Хиббана». Получал знания у известных ученых своего времени. Умер в 354 г. по хиджре (965 г. по григор.).

[3] Ираклий I (48 г. д. х.–20 г. п. х.) (575–641 гг. по григор.) — византийский император в 610–641 гг., основатель династии Ираклия.

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. Т. 3. С. 393, хадис № 1773.

[5] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 10. С. 358, хадис № 4504.

[6] Аль-Харис ибн Абу Шамр аль-Гассани — правитель гассанидов на территории Шама. Из числа арабов-христиан. Заключил союз с римлянами.

[7] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 483.

[8] Шархабиль ибн ‘Амр аль-Гассани — один из наместников римского императора на территории аль-Балька’. Он явился причиной битвы Му’та между мусульманами и римлянами.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1