Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Пост и намаз

Аудио версия настоящей статьи:

Принимается ли обязательный пост в месяц Рамадан у того, кто не совершает ежедневную пятикратную молитву? Являются ли положения религиозной практики взаимосвязанными друг с другом, когда невыполнение одного положения ведет к бесполезности других?

Подобные вопросы, задаваемые сегодня, очень похожи на те, что задавались многие века назад. С одной стороны, это указывает на определенные закономерности человеческого развития, что, в свою очередь, подтверждает тождественность времен и проблем. С другой же стороны, мы видим, что проходят века, меняются внешние проявления, атрибуты, но усилия Дьявола неустанны, а суть их и цели остаются прежними — сводить людей с пути веры, ввергать человека в многочисленные сомнения, сделать его пассивным, апатичным и безответственным.

Но что же можно сказать о взаимосвязи положений религиозной практики? «По данному вопросу в истории исламского богословия было несколько мнений. И немало ученых говорили о том, что человек продолжает быть му’мином (обладателем веры) и мусульманином (покорным Богу) до тех пор, пока верует во Всевышнего Творца, верит в истинность пророческой миссии Его последнего Посланника и согласен со всеми обязательными религиозными положениями, не отрицает их и не сомневается в них. Эти авторитетные ученые считали, что человек, не выполняющий какую-то часть обязательной религиозной практики, является грешником (фасиком). Такое мнение наиболее справедливо, верно и близко духу веры и Священного Корана. Если человек по лени своей, слабости воли или характера, нерадивости и беспечности обязателен лишь в некоторых положениях религиозной практики, забывая о других постулатах, то это указывает на слабость его веры и недостаточную покорность Всевышнему. Вера такого человека находится в некоторой опасности, и так будет до тех пор, пока он не начнет развивать себя в плане набожности и религиозной практики (совершенствоваться интеллектуально, физически и духовно).

Необходимо подчеркнуть и отметить неоднократно упоминаемое в Коране положение о том, что ни одно благое деяние не останется незамеченным. Человек получит от Всевышнего в плане мирского и вечного счастья, достатка в соответствии с тем, что заслужил: воздаяние за благое (которое может быть многократно приумножено как результат веры и бескорыстия) и наказание за греховное.

«И каждый малый и большой грех учтены» (Св. Коран, 54:53).

*

«Кто совершит на вес пылинки блага, непременно увидит это. И кто совершит на вес пылинки зла, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]» (Св. Коран, 99:7, 8[1].

С чего-то начав и идя шаг за шагом по пути религиозной практики, люди крепнут в вере, которая постепенно делает их более обязательными, более рациональными в использовании времени и жизненных сил. Она, вера, через небольшие шажки и поначалу робкие устремления открывает перед нами суть мирского и абсолютную реальность вечного.

Слова некоторых людей о нехватке времени безосновательны. Это — нехватка воли, а не времени. Человек осознает эту простую истину, когда развивается и расширяет горизонты своего познания и мироощущения. Сколько времени и сил тратится на просиживание перед телевизором, монитором, на бесполезные беседы, споры?! Перечень никчемного и безрезультатного, что даже в плане мирской жизнедеятельности хищно пожирает наше драгоценное время, можно продолжать довольно долго.

Полагаясь на Всевышнего, верующий не топчется на месте, а тем более не скатывается вниз. Он должен идти вперед, не забывая как о мирском, так и о вечном, зная, что Творец всего сущего, Обладатель неописуемой и безграничной силы, милости и всепрощения, проявит по отношению к немощному и любимому своему созданию — человеку — милость в этом мире и в вечности, причем в невообразимой красе и величии. Осталось лишь сделать шаг — соблюсти пост в предстоящий месяц Рамадан, причем от начала и до последнего дня.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 307.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1