Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Признание лучшего из благ (Сира 174)

Аллах возвысил нас над другими, даровав лучшее из благ — сделав последователями заключительного Божьего посланника ﷺ. Это — благо Аллаха, которым Он одаривает того, кого пожелает.

Но обладаем ли мы сердцами, достойными посланника Всевышнего ﷺ? Вспоминаем ли о нашем Пророке ﷺ, когда заняты повседневными делами? Стремимся ли выстраивать свою жизнь в соответствии с его предписаниями?

Когда ответ на эти вопросы будет положительным, наша жизнь, озаренная пророческими наставлениями и его моралью, станет образцом добродетели и гарантией стабильности. Если же мы до сих пор не достигли подобной гармонии, тому есть только одна причина, и заключается она в том, что мы все еще не познали нашего Пророка ﷺ, не прониклись в достаточной степени его нравственностью, не донесли до окружающих частички того ослепительного света, носителем которого он ﷺ является.

Всевышний утвердил в Коране истинное и совершенное мировоззрение и оживил это мировоззрение через личность пророка Мухамммада ﷺ. Наша обязанность — рассказать о нем современникам, причем достойным его образом. Чтобы сделать это, как минимум, следует вознамериться. Ложась вечером спать, утром пробуждаясь ото сна, днем двигаясь в повседневном потоке дел, нам следует размышлять о том, как донести до людей истину о нем. Все усилия надлежит направить к тому, чтобы пробудить в сердцах и сознании ростки почтения и любви к избраннику Всевышнего, пророку Мухаммаду ﷺ.

И нам должно быть стыдно, если до сих пор мы не смогли донести до людей суть его миссии, не сумели передать то многое, что придает жизни абсолютно иной смысл. К сожалению, до сих пор большой процент людей не знает о нем, а часть и вовсе испытывает враждебные чувства. В современном мире утеряна внутренняя устремленность к познанию Творца, стерты представления о пророках, в особенности о последнем из них. Но нельзя забывать, что ответственность за это лежит на плечах каждого, кто причисляет себя к его умме. Ведь мы не довели до людей истину о нем, а порой были не лучшим примером его последователей. Тогда как Ислам и его Пророк ﷺ должны быть под защитой верующих.

При совершении молитвы верующие обращают свой лик в сторону Каабы. К поминанию, поклонению Всевышнего, соблюдению предписаний Его посланника ﷺ, добру, братству стремится тот, кто сказал: «Я уверовал и покорился». Мусульманин ради довольства Всевышнего неколебимо противостоит тяготам и испытаниям. Так было вчера, так неизбежно происходит сегодня, так будет и завтра.

Именно «Эпоха Счастья», эпоха сподвижников Пророка ﷺ в вопросе сохранения религии является для всех, кто заявил о своей вере, образцом для подражания и знакомит нас с живыми примерами.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима со слов ‘Айши приводится поучительная история. В одну из ночей неподалеку от скромного пристанища посланника Аллаха ﷺ раздался звук. Пророк ﷺ спросил: «Кто там?» И в ответ услышал голос одного из сподвижников: «Это Са‘д ибн Малик[1]». Пророк ﷺ вновь спросил: «Что привело тебя?» Сподвижник ответил: «Я пришел, чтобы охранять тебя»[2].

Оставив свое теплое ложе, сподвижник, проникнутый трепетом и любовью к Божьему посланнику ﷺ, ночью ходил вокруг его дома, дабы в этот непростой период никто не осмелился посягнуть на жизнь его любимца.

Когда посланник Всевышнего ﷺ после долгого изнурительного пути в Таиф, визит в который увенчался непониманием и жестокими словесными оскорблениями, покидал этот город, в его благословенное тело летели камни. Бесчувственные, бессердечные жители города, пренебрегая законами гостеприимства, изгоняли Гордость человечества, Божьего посланника ﷺ, забрасывая его булыжниками. Но и здесь мы видим одного из верных сподвижников, молодого Зейда ибн Хариса, который своим телом укрывал Пророка, принимая на себя удары одного за другим летящих камней.

А вспомните битву при Ухуде, когда неминуемая победа мусульман из-за ослушания лучниками приказа посланника Аллаха не покидать свои позиции обернулась поражением. Мусульмане оказались зажатыми с двух сторон: с одной — конницей во главе с непобедимым Халидом ибн аль-Валидом, с другой — пешими, и впали в смятение. Каждый стал сражаться слепо, без руководства. В этой неразберихе ранили посланника Всевышнего, было рассечено его лицо, выбит зуб. Вытирая кровь, Пророк ﷺ молвил: «Как может иметь успех народ, рассекший лицо своего Пророка, призывающего к Единому и Вечному Господу?!»[3]

Когда же среди сражающихся распространился слух о смерти Посланника, часть мусульман содрогнулась, в их сердца проник страх. Кто-то, думая лишь о собственном спасении, бросился в бегство. Мекканские же язычники, переполненные жаждой мести и гнева, кинулись к Пророку, чтобы осуществить главный замысел всей битвы. Но в числе мусульман были и те, кто, почувствовав, что посланнику Аллаха угрожает опасность, проявили неописуемую самоотверженность, редкую любовь, отвагу и беспримерный героизм, отдав свои души в защиту Пророка ﷺ.

В своде хадисов имама аль-Бухари передается, что когда в битве при Ухуде часть людей отступила от Пророка, Абу Талха, держа в руках лишь деревянный щит, обитый кожей, закрывал Посланника своим телом. Каждый раз, когда Пророк пытался выглянуть, Абу Талха просил: «Заклинаю, не выглядывай. Тебя может настигнуть одна из стрел. Лучше я подставлю свою шею вместо тебя!»[4]

Передается, что Абу Дуджана также явился живым щитом для посланника Всевышнего, прикрывая его своей спиной. Одна за другой в его спину вонзались стрелы, но он не двигался с места. Каждый раз, когда его пронзала очередная стрела, лицо его озарялось улыбкой, а с уст сходили слова благодарности Всевышнему за то, что эта стрела попала в него, а не в посланника Аллаха[5].

В источниках упоминается более десятка сподвижников, которые во время битвы при Ухуде поочередно своими телами закрывали Пророка, принимая на себя удары летящих в него стрел, копий и возносимых над его головой мечей. Последним среди них был ‘Умара ибн Зияд[6]. Он сражался рядом с Пророком до тех пор, пока не обессилел от множества ран. Увидев это, Пророк со слезами на глазах воскликнул: «Приблизьте его ко мне». И сподвижник, ухватившись за Пророка и приложив щеку к его ступне, отдал душу Всевышнему[7].

Подобных примеров, когда сподвижники, жертвуя своей жизнью и своим имуществом, стремились защитить, уберечь Пророка и его миссию — сотни. Как в эпоху Посланника, так и в последующие времена были те, кто с момента присяги на верность Всевышнему и Его пророку осознавал всю ответственность.

Пусть же Господь не сделает нас из числа тех, кто, заявляя о своей вере, ничего не знает о ней, утверждает о любви ко Всевышнему, но не устремлен к Нему, говорит о приверженности заключительному Пророку, но не старается следовать ему, провозглашает готовность служить на благо религии, но своим существом, имуществом, усилиями и действиями не оберегает ее; тех, кто не может преодолеть бездействие, леность и безответственность. Пусть Всевышний не сделает нас из числа тех, о ком Священный Коран гласит:

«Они [не умеющие четко сформулировать душевное состояние и определить для себя жизненные ценности; лицемерные люди] говорят: «Мы уверовали в Бога и Его посланника, мы покорно [со всем согласились]. Но через некоторое время часть из них отворачивается, уходит. Верующими они не являются. [Вера в Бога, в Его посланника, вера в неизбежность Судного Дня и в жизнь после смерти не опустилась в их сердца, не проникла в душу, а лишь звучала на устах в определенном кругу, при определенных обстоятельствах]» (Св. Коран, 24:47).

Это последний фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Рекомендуем перечитать занова (начало здесь).

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Са‘д ибн Малик — это и есть Са‘д ибн Абу Ваккас.

[2] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир Ибн Кясир. Т. 1. С. 534.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 20. С. 213, хадис № 12831.

[4] Там же. Т. 21. С. 446, хадис № 14058.

[5] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 234.

[6] ‘Умара ибн Зияд аль-Ансари аль-Ашхали — один из ансаров, который пал шахидом в битве при Ухуде, защищая заключительного Божьего посланника. Передается, что на его теле было обнаружено 14 глубоких ран.

[7] См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 175.

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и созидание

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует стихотворение имама аш-Шафи‘и и поясняет его смысл. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Сирия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о современной обстановке на Ближнем Востоке. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Понавыдумывали

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и о новшествах. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

Аят дня

Хадис дня

54:17

Мы [говорит Господь миров] облегчили [заключительное Священное Писание] Коран для напоминания [себе о важном и необходимом; оно легко читаемо и при желании его не сложно понять]. Есть ли вспоминающий?! [Есть ли те, кто в бурном потоке жизни вспоминает о Писании, читает его, извлекает пользу и корректирует свой морально-нравственный облик, свою стез

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Спокойствие и созидание

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует стихотворение имама аш-Шафи‘и и поясняет его смысл. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Сирия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о современной обстановке на Ближнем Востоке. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Понавыдумывали

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и о новшествах. Слушать и скачать можно в статье

    13.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic