Пророк Дауд (Давид)

Дауд (араб. داود) – пророк, который был послан потомкам Я‘куба (Иакова), народу Израиля. Отец пророка Сулеймана (Соломона). Ему была ниспослана священная книга Забур (Псалтырь). Известен событиями битвы с Джалутом (Голиафом) и началом строительства Иерусалимского храма (аль-Кудс). В христианской культуре именуется Давидом. В Коране его имя упоминается 16 раз (см. подборку всех аятов в Указателе Корана).

Особенности пророка Дауда, упомянутые в Священном Коране

Согласно аятам Священного Корана, Дауд был одновременно пророком Сынов Исраилевых и их правителем[1], в то время как другие известные пророки, упомянутые в Священном Коране, были только пророками и несли исключительно пророческую миссию. Следует заметить, что пророк Дауд стал правителем лишь после того, как одержал победу над тираном и притеснителем Джалутом (Голиафом), который возглавлял войско Талута (Саула). Это событие сильно поразило Сынов Исраилевых, и они изъявили желание, чтобы Дауд стал правителем над ними, поскольку заметили в нем сильные волевые качества[2]. В Священном Коране это описывается так:

«И победило, с благословения Аллаха (Бога, Господа), войско Талута (Саула) войска [тирана и притеснителя Джалута (Голиафа)]. Дауд (Давид) [ставший в последующем Божьим пророком, а на тот момент являвшийся одним из воинов Талута (Саула)] убил Джалута (Голиафа). Господь дал ему [Дауду (Давиду)] власть, мудрость и научил его желаемому Им. И если бы не защита одних людей другими [если бы не то равновесие, которое Всевышний устанавливает между силами зла и силами добра], тогда дела на земле стали бы невыносимо плохи [зло перешло бы все вообразимые и невообразимые границы, захлестнув всё вокруг]. Однако же Аллах (Бог, Господь) милует миры» (Св. Коран, 2:251).

Способности пророка Дауда, отличавшие его от других пророков

Пророк Дауд, по воле Всевышнего, имел способность придавать металлу разные формы. Согласно аятам Священного Корана, это умение он успешно использовал для изготовления кольчуг, которые в последующем продавал, и так собственным трудом зарабатывал себе на жизнь. Таким образом, по мнению некоторых ученых-богословов, пророк Дауд стал первым человеком, который начал изготавливать кольчуги из металла[3]. В Священном Коране об этом сказано так:

«Поистине, дали Мы Дауду от Нас [подчеркивает Господь миров, серьезные] преимущества [повелевая]: «Горы и птицы, возвеличивайте [Создателя языком своего состояния] вместе с ним (Даудом)!» Мы [также] смягчили для него железо [оно в его руках становилось мягким, как тесто; либо — научили его плавке металла, и он придавал ему разные формы]» (Св. Коран, 34:10);

*

«Его же (Дауда) Мы [говорит Господь миров] научили делать кольчуги для вас [именно он стал родоначальником технологии защиты тела от ударов, ранений, что со временем привело человечество к созданию пуленепробиваемых жилетов и всестороннему использованию брони для защиты человеческой жизни и собственности]. Это защищает вас [людей] от вашего же зла [от злодеяний и покушений со стороны единородных существ]. А вот испытываете ли вы благодарность [за это пред Богом]?..» (Св. Коран, 21:80).

Тут уместно заметить, что заработанное своими руками считается благородным и даже богоугодным деянием. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:

«Лучшей едой является та, на которую человек заработал своими руками[4]. Поистине, Божий пророк Дуад (Давид) (мир над ним) ел из того, что заработал своими руками [своим трудом и усилиями]»[5];

«Лучшая работа для мужчины та, которую он выполняет своими руками [делается при его непосредственном участии; с совершенствованием мастерства и постоянным оттачиванием навыков], а также добрая (полная воспитанности и благочестия, когда выполняются все взятые на себя обязательства) торговля»[6].

Богословские предположения о том, каким образом пророку Дауду удавалось придавать металлу любую форму

На этот счет имеются две версии:

  • По воле Всевышнего, металл в руках пророка Дауда становился мягким, словно тесто, и поэтому он мог делать из него все, что пожелает[7].
  • Он мог придавать металлу любую форму благодаря тому, что Всевышний научил его плавке металла.

Другие способности, которыми обладал пророк Дауд

Из всех его способностей особым образом выделяются:

  • Способность нараспев красиво читать Священное Писание. Так, имеются сведения, что пророк Дауд обладал очень красивым голосом. Согласно этим сведениям, его голос был настолько красивым, что, когда пророк Дауд читал нараспев Священное Писание Забур (Псалтырь), ниспосланное ему, все, кто в этот момент слышал его, замирали от восхищения и изумления, а затем вместе с ним начинали произносить слова восхваления Всевышнему. При этом никто и ничто не было исключением: птицы, горы, деревья и т. д.[8] Это подтверждается аятом Священного Корана, в котором сказано:

«Поистине, дали Мы Дауду (Давиду) от Нас [подчеркивает Господь миров, серьезные] преимущества [повелевая]: «Горы и птицы, возвеличивайте [Создателя языком своего состояния] вместе с ним (Даудом)!» Мы [также] смягчили для него железо [оно в его руках становилось мягким, как тесто; либо — научили его плавке металла, и он придавал ему разные формы]» (Св. Коран, 34:10).

  • Способность в течение короткого времени полностью перечитать Забур от начала до конца. При этом ему удавалось делать это красивым голосом и успевать размышлять над прочитанным. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада, в котором сказано: «Чтение Писания (Забура) было облегчено для Дауда (мир над ним). [Порой] он приказывал оседлать своих верховых животных и заканчивал чтение Писания (Забура) до того, как их оседлали. [Являясь одним из величайших и богатейших правителей своего времени] он ел лишь из заработанного собственным трудом»[9].
  • Способность мудро и справедливо решать какие-либо споры между людьми, что подтверждается аятами Священного Корана:

«Мы [заключает Творец] укрепили его (Дауда) власть [предоставив все необходимое для этого], дали ему мудрость [понимание сути вещей, разумение, проницательность] и красноречие» (Св. Коран, 38:20);

*

«Дауд (Давид)! Мы [говорит Господь миров] сделали тебя главенствующим на земле [духовным (и не только) руководителем в твой исторический период]. Суди людей (выноси решения по спорным вопросам) справедливо и не следуй причудам (капризам и прихотям) [будь эмоционально уравновешен; не проявляй легкомыслия либо несдержанности]. [В противном случае] это может сбить тебя с Божьего пути. А сбившиеся с Божьего пути, поистине, заслужат сурового наказания в День Суда за то, что забыли[10] [о необходимости корректировать свое движение по жизни, а потому в результате легкомыслия, оставления на потом и из-за собственных прихотей потеряли верность курса, самих себя, да так и не нашли до конца своих земных дней][11]» (Св. Коран, 38:26).

О набожности пророка Дауда

Наряду со всем вышесказанным, пророка Дауда отличала его особая набожность пред Всевышним. Из достоверных изречений пророка Мухаммада известно, что Дауд много времени уделял поклонению, помногу молясь и соблюдая пост: «Наиболее любимая пред Аллахом (Богом, Господом) молитва — молитва [пророка] Дауда, и наиболее любимый пред Аллахом (Богом, Господом) пост — это пост Дауда. [Что касается молитвы, то] половину ночи он спал, треть ее выстаивал [в молитве], [затем] шестую часть спал. [Что касается поста, то] постился он через день»[12].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Также Сулейман, сын Дауда (Соломон, сын Давида), был не только пророком, но и правителем.

[2] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 560.

[3] Там же. С. 261, 262.

[4] Не родители, не старший брат или сестра обеспечивают его, а тем более не его жена, а он сам. Именно тогда мальчик становится настоящим мужчиной. Никого не винит, а развивается и действует в каждом дне, беря всю ответственность на себя.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 617, хадис 2072; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 380, хадис № 2072 и пояснение к нему.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 73, хадис № 1122, «сахих».

[7] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 562.

[8] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 562, 563.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1061, хадис № 3417; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 8. С. 560, хадис № 3417 и пояснение к нему.

[10] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 201.

[11] Этот аят — наставление для всякого, кто является руководителем, независимо от того, руководит ли он собою, собственной жизнью, является ли главой семьи, руководителем на предприятии, стал ли депутатом, губернатором или президентом.

[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 338, хадис № 1131.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1