Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, путешествие моих последователей [проведение выходных, отпусков в поездке] — это джихад (усердие, самоотдача, самопожертвование) на Божьем пути [а не пустое времяпрепровождение]»[1].
Отправляясь куда-то на выходные или в период отпусков, что полезное и богоугодное мы можем сделать, дабы трата нашего времени и сил была засчитана нам как высоко оцениваемое пред Ним, Господом миров?
Полагаю, принимая во внимание многочисленные аяты или хадисы, одним из первостепенных положений в Исламе является воспитанное, благородное и терпеливое отношение к другим людям, вне зависимости от их возраста, национальной или религиозной принадлежности[2], к их словам или поведению, будь то даже грубые реплики или наглые выходки[3]. Именно это явилось главной причиной того, что в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) представители самых разных народов и культур становились мусульманами — они видели в странствующих или приезжающих для ведения торговли мусульманах образец благонравия, порядочности и честности.
С течением месяцев и лет они пропитывались уважением к представителям мусульманской культуры, в результате чего у них появлялось искреннее желание и самим стать такими.
Соглашусь с мнением о том, что в конце XX — начале XXI веков образ Ислама и мусульман был искажен. Искажен до неузнаваемости! Сила СМИ велика. Преступлениям идеологически деструктивно накачанных 0,0001% (одной десятитысячной процента!) был придан облик «исламского джихада».
Сама того не понимая, эта отчаявшаяся в жизни и созидании мирным путем мизерная часть человечества внесла огромную лепту в разрушение мусульманских ценностей воспитанности и благонравия, уважения к представителям других культур и религий. Сами того не понимая, «исламские моджахеды» явились представителями, защищающими интересы наркокартелей, крупных продавцов оружия, а также геополитические интересы развитых стран. В чьи-то карманы потекли триллионы долларов, выделяемых на вооружение, борьбу с терроризмом и госбезопасность[4].
Практику вышеприведенного хадиса теперь нужно начинать практически с нуля — благонравие в каждом слове и действии, воспитанность и терпение… Особенно в путешествиях и к представителям других культур и религий.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Св. х. Абу Дауда, аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 282, хадис № 2486, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 138, хадис № 2280, «сахих».
[2] Например, в Коране сказано: «[В общении с кем-либо, включая недругов и безбожников, старайся] отвечать на плохое лучшим [прощать, проявлять благородство, а где-то игнорировать]. Мы [говорит Господь миров] знаем обо всем, что они описывают (обрисовывают) [ничто плохое с их стороны не останется безответным, если они не раскаются и не изменятся]» (Св. Коран, 23:96).
[3] Например, в Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).
[4] Китайский бизнесмен Джек Ма в ответ на слова Дональда Трампа о том, что в проблемах США виноват Китай, очень правильно отметил: «За последние 30 лет США потратили на военные конфликты более $14 триллионов». И как всем известно, все эти конфликты тем или иным образом связаны с борьбой против «исламского терроризма». См.: http://www.vestifinance.ru/articles/80247