Постепенно необходимо подводить своего ребенка к основам религиозной практики. Конечно же, родители должны быть в этом фактическим примером для него.
Основными постулатами в религиозной практике мусульманина являются следующие.
1. Проговаривание свидетельства, что нет бога, кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад — Его раб и посланник.
Безусловно, лучше, если ребенок с раннего детства научится и будет периодически повторять эти слова на языке оригинала: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх»[1].
2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.
Пророк Мухаммад говорил: «Повелевайте детям молиться (побуждайте их к совершению молитвы-намаза) [вместе с вами, но не постоянно, а иногда] с семи лет. А когда достигнут они десятилетнего возраста, то наказывайте их [если не внемлют вашим словам совершать молитву-намаз][2]«[3]. Учитывая то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда и ни на кого из своих подопечных не поднял руки, здесь подразумевается не столько наказание в состоянии нервозности и раздраженности возмущенного родителя, сколько определенная эффективная, не вызывающая отвращения к молитве-намазу, тактика наставления ребенка.
Обязательным выполнение молитвы, как и соблюдение поста, становится лишь с момента полового созревания. Пророк отметил: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия[4], и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок»[5]. До этого периода ребенка лишь постепенно подводят к обязательным постулатам так, чтобы в соответствующем возрасте это не стало для него необычным и странным.
3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.
Подробней об этом читайте здесь.
4. Выплата закята[6].
Подробней об этом читайте здесь.
5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни.
И это обязательно только при наличии финансовых возможностей. Подробней об этом читайте здесь.
О последних двух пунктах ребенок должен иметь общее представление.
Ответы на вопросы по теме
Нашему сыну 4 года, а дочери — 9 месяцев. Сын ходит в детский садик. Ему нравится туда ходить, так как он очень общительный. Но мой муж постоянно ругает меня за то, что я отдала ребенка в садик, потому что там его могут накормить свининой. Маруся.
У нас маленькая дочка, ей скоро идти в детский садик. Я хотела, чтобы она общалась со всеми детьми. А муж говорит, что нужен специальный детский садик, где нет свинины. Как поступить в этом случае?
Общение со сверстниками важно. Нужно научить ребенка не есть мясное в садике и постараться убедительно попросить воспитателей проявить понимание и содействие в данном вопросе. Это не так сложно. Насколько знаю, свинину в детских садах не дают, но в любом случае мясо обычно не халяльное.
Моему сыну 7 лет, он отучился на хафиза два месяца, и у него возникли проблемы с учебой в общеобразовательной школе (1-й класс). Беру ли я на себя грех, прервав его обучение в мусульманской школе? И прервать обучение в общеобразовательной школе нельзя, его оставят на второй год. Что делать? Снять с общеобразовательной школы совсем? Амина, 36 лет.
Успешная учеба в общеобразовательной школе необходима и обязательна. Что касается религиозных уроков, то перенесите их на выходные (два дня в неделю) и летние каникулы (целых три месяца!).
Надо ли будить 5-месячного грудного ребенка на закате? И за какое время до заката? Ребенок всегда засыпает в 8:30 вечера. Тамила, 22 года.
Не надо его будить ни на закате, ни на восходе. Упоминание в хадисе о бодрствовании во время восхода и захода солнца относится к желательным рекомендациям[7]. В применении этого на практике каждый индивидуален, в зависимости от возраста и рода деятельности. Ребенку же следует больше спать. Преждевременно будя его, вы нарушаете процесс здорового сна, что может серьезно сказаться на его самочувствии.
Сыну 10 лет, начал молиться. Иногда ленится. Говорит, рано начал. Оставить не решается. Что делать? Алина, 35 лет.
Развивать самодисциплину: понемногу по каждому из трех главных направлений развития личности — интеллектуальное, духовное и физическое. Взять минимум (например, одна молитва в день) и постепенно наращивать ежегодно (пять молитв к 15-ти годам). Каждодневная дисциплина ускорит становление всесторонней и самодостаточной личностью и придаст скорости во всем.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Долгие звуки (ударения) обозначены удвоенными гласными «аа», «яя», «уу».
[2] Конечно же, наказание не подразумевает жестокость, грубость или унижающую достоинство ребенка критику. Мудрый родитель понимает, что сколь бы правильными словами это ни сопровождалось (пусть даже аятами и хадисами), подобные меры наказания лишь зародят в ребенке глубокую неприязнь ко всему религиозному и к молитве-намазу в частности. Такие подростки, выходя в самостоятельную жизнь, перестают молиться, так как отсутствует привычный строгий родительский контроль и не взращена глубокая любовь личности ребенка к молитве-намазу, к диалогу с Богом. А потому следует очень тонко и правильно понимать наставление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и применять его со взглядом на будущее.
[3]Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Абу Дауда и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 77, хадис № 494, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 500, хадис № 8174, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 572.
[4] Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.
[5] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».
[6] Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся; выплачивается также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилил-лях) и т. д. Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% закята.
[7] См., например: аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Т. 1. С. 256, хадис № 263; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 3. Ч. 5. С. 170, хадис № 670; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 7. С. 2979, хадис № 4715; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Т. 5. С. 375, хадис № 2028.