Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Первыми, кто выразил свою неприязнь и подверг насмешкам Ислам и его последователей, были иудеи рода Кайнука‘, жившие внутри самой Медины. Мусульмане сдерживали свое негодование и ждали, как проявится в последующие дни и ночи хитрость иудеев.
Но иудеи сами ускорили свою погибель. Передается, что арабка пришла со своими украшениями на рынок рода Кайнука‘ и села возле одного ювелира, мастера золотых дел. Вокруг нее собралась группа иудеев, желая, чтобы она открыла свое лицо, но получили отказ. Ювелир подкрался к ней в сутолоке и подвязал подол ее одежды к спине. Когда же она встала, часть ее тела оголилась, что вызвало смех иудеев. Женщина закричала, тогда находившийся рядом мусульманин поспешил на помощь, набросился на ювелира и убил его. Иудеи накинулись на него и также убили. Началось противостояние между мусульманами и племенем Кайнука‘ в середине месяца Шавваль на второй год после переселения.
Иудеи укрылись в своих крепостях, сражаясь оттуда. Пророк ﷺ осаждал их в течение пятнадцати ночей, вынудив сдаться. Им пришлось согласиться с решением посланника Аллаха относительно участи их самих, их женщин и потомства. Когда Аллах дал мусульманам власть над ними, пришел ‘Абдуллах ибн Убей и сказал: «О Мухаммад, поступи наилучшим образом с моими подопечными». Надо отметить, что они были союзниками арабского племени Хазрадж. Видя, что посланник Аллаха медлит с ответом, ‘Абдуллах повторил свои слова, но Пророк только отвернулся от него. Тогда ‘Абдуллах засунул свою руку в карман его кольчуги, Пророк изменился в лице и гневно произнес: «Отпусти меня, горе тебе!» — и повторил свой приказ несколько раз. ‘Абдуллах ибн Убей ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не отпущу тебя, пока ты не проявишь снисхождение к моим подопечным! Четыреста безоружных и триста в кольчугах — они защищали меня от белых и черных (от всех людей)! Неужто ты хочешь их собрать как урожай за одно утро? Клянусь Аллахом, я боюсь последствий!» Пророк ответил: «Они останутся тебе, но с условием, что покинут Медину и не будут жить по соседству с нею».
Иудеи покинули город и направились в местность Азру‘ат в Шаме, но там спустя некоторое время большая часть из них погибла.
Разве не было бы благостнее для них соблюдать права соседства, знать ценность договоров, оставаясь в Медине в безопасности и изобилии?! Они сами ввергли себя в погибель. Касательно разговора ‘Абдуллаха ибн Убейя с Пророком снизошли слова Всевышнего:
«Ты увидишь тех, в чьих сердцах болезнь, поспешающими (торопящимися) услужить (угодить) им [сблизиться с очевидными грешниками и тиранами], говоря [оправдываясь]: «Боимся, что у нас начнутся проблемы (беды)».
А ведь может получиться так, что Аллах (Бог, Господь) даст от Себя [мусульманам, стремящимся привнести положительные тенденции] открытие (победу, успех) или дарует какой-либо иной [благополучный] исход, и они (в чьих сердцах болезнь) пожалеют о том, что скрывали в своих душах [сомневаясь, быть ли им с верующими или с очевидными грешниками, тиранами, безбожниками]» (Св. Коран, 5:52).
Причины неприязни иудеев к мусульманам
Стоит прояснить причины неприязни иудеев к мусульманам и их Посланнику, а также причины того, что они примкнули к идолопоклонству в борьбе с Исламом. Правильно ли считать, что конфликт между Иудаизмом и Исламом был политическим, а не религиозным, связанным с тем, кто будет единовластным хозяином Аравийского полуострова?
Понимание человеческой природы объясняет многое из мотивов, движущих людьми. Мы видим, как мусульмане Мекки воодушевились и поддержали христиан в борьбе с огнепоклонством, и видим, как опечалились тем, что римляне были сломлены персами, хотя Ислам на тот момент не был настолько связан с христианами, чтобы дать объяснение этому энтузиазму. Однако же это естественное чувство, ожидаемое от человека верующего и носителя Писания, которое призывает к Единобожию. Христиане, если даже их понимание Единобожия пошатнулось, а истина перемешалась с суевериями и домыслами, являются людьми Писания и считаются выше степенью, чем поклоняющиеся огню. Желание победы над явным многобожием является одной из форм верности Исламу. Проявлением почтения к истине является приближение к тому, что близко ей, и отдаление от того, что неприемлемо для нее.
Точно так же многобожники Мекки были логичны, когда обрадовались победе персов и сочли ее символом победы многобожия над всеми небесными религиями.
В чем же смысл того, что иудеи, считающие себя единобожниками, негодуют от победы Ислама над многобожием? Как понять их переживание за убитых идолопоклонников и целенаправленное стремление к тому, чтобы чаша арабского многобожия перевесила чашу новой религии?
Единственное объяснение состоит в том, что связь иудеев с религией была оборвана, что их поведение не связано с небесным наследием. Они не придают значения тому, что их приближает к идеологии Единобожия либо положениям Торы, потому что и то и другое уступает их личным желаниям, прихотям и эгоизму. Поэтому Ислам подверг сомнению ценность веры, о которой говорит этот народ.
«И если сказано будет им: «Уверуйте в то, что низвел Аллах (Бог, Господь) [согласитесь, что Коран является заключительным Писанием от Бога в череде Писаний]», ответят они: «Мы веруем [лишь] в то, что было ниспослано нам [первым и последним Писанием для нас является только Тора]». Они отрицают все то, что пришло после Торы, хотя это [Священный Коран] есть истина, подтверждающая правдивость всего предыдущего [Коран никоим образом не отрицает Тору, а является продолжением ее, Писанием нового исторического периода — от начала миссии Мухаммада и до Конца Света]. Скажи: «Если вы верующие [если столь рьяны в вопросах религии и следуете лишь Торе, тогда] почему [некоторые из ваших предков] убивали пророков?! [Ко всему прочему, как понимать ваше отношение к Иисусу? Да, Иисус был спасен Богом, он был не убит, а вознесен волею Творца, чтобы прийти во второй раз перед Концом Света и, завершив свою миссию, умереть, как умирает обычный человек, но сколько мучений он претерпел от вас?! А теперь — Мухаммад, которого вы не хотите принимать]».
Муса (Моисей) пришел к вам со знамениями [подтверждающими, что его миссия от Бога], а вы через какое-то время начали поклоняться тельцу, совершая тем самым очевидный грех» (Св. Коран, 2:91, 92).
Наглядно видно, что группы иудеев, которые жили среди арабов, были сообществом безбожников, использовавших религию в качестве прикрытия своих экономических целей. Когда они почувствовали грозящую их интересам опасность, тогда-то и проявилось их сокрытое неверие в Бога и Его посланников. Таковые люди не видели ничего зазорного в войне с Исламом, их не сдерживало ни наказание, ни договоренности. И не было иного выхода, кроме как изгнать их и очистить землю.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.