Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Шииты

Шиизм — одно из самых первых течений, появившихся в истории Ислама. Костяк данного течения составили те, кто утверждал, что исключительное первенство в вопросах власти принадлежит только роду пророка Мухаммада и первым среди них по значимости и святости является имам ‘Али ибн Абу Талиб[1]. Это течение появилось в конце правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана[2]. В период правления имама ‘Али, в бытность четвертым праведным халифом, данное течение активно росло и развивалось, используя высокий авторитет имама в народе и глубокое уважение к нему.

В период Омейядского халифата (41–132 гг. по хиджре, 661–750 гг. по григор.) приверженцы данного течения подверглись притеснениям со стороны правящих кругов, что поспособствовало увеличению их сторонников.

В последующие века данное разделение и обособление приобрело больше этнический окрас, а не религиозный. Наибольшее количество шиитов сейчас проживает в Иране и Азербайджане.

Основные отличия шиитов от сунитов в вопросах вероубеждения

1. Быть правителем (руководителем, имамом) – это не общественный выбор и мнение, а один из столпов религии, потому пророк Мухаммад обязан был оставить после себя преемника, который в свою очередь безгрешен, не имеет ни больших, ни малых грехов. И каждый очередной имам-руководитель (государственного масштаба) обязан оставлять после себя преемника, также непогрешимого;

2. Пророк Мухаммад определил таковым после себя имама ‘Али ибн Абу Талиба. Шииты в доказательство этого приводят различные тексты, которые на их взгляд являются достоверными, но по мнению всех остальных мусульманских ученых – выдуманы или недостоверны;

3. Имам ‘Али ибн Абу Талиб является лучшим творением Бога после пророка Мухаммада.

Среди шиитов есть как радикально настроенные против сподвижников пророка Мухаммада и всех несогласных с ними, так и умеренные. Умеренные говорят об особом привилегированном положении имама ‘Али, но при этом не объявляют безбожниками (кяфирами) или заблудшими (фасиками) сподвижников и всех несогласных с ними. А вот радикально настроенные далеко ушли в своих религиозных убеждениях, объявив великих сподвижников и несогласных с ними ученых безбожниками и заблудшими. Есть среди шиитов даже те, кто объявил имама ‘Али пророком. С течением веком это стало больше разделением между арабами и представителями персидской культуры. За фанатичной любовью к роду пророка Мухаммада скрылись этническое разделение и обособленность[3].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абуль-хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Хашимий аль-Курайший (умер в 40-м г. по хиджре, в 661-м по григорианскому календарю) — арабский политический и общественный деятель. Четвертый праведный халиф, правивший в 656–661 гг. Двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммада. Был предательски убит в мечети одним из хариджитов.

[2] Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан аль-Омавий аль-Курайший (умер в 35-м г. по хиджре, в 656-м по григорианскому календарю) — арабский государственный и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, третий праведный халиф с 644 по 656 гг. При Усмане завершилось собрание письменного текста Корана в единую книгу.

Был женат на дочери пророка Мухаммада Рукайе, которая рано умерла от тяжелой болезни. После этого Пророк выдал замуж за ‘Усмана другую свою дочь, Умм Кульсум. Она умерла в 630 году, за два года до смерти своего отца.

[3] При написании материала основным моим источником стала книга Хасана ас-Сайида Мутавалли «Музаккиратуль-фирак».

Акыда

Течения

Шииты

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic