Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Совершение намаза приветствия во время пятничной проповеди

Есть хадис, в котором говорится о том, что во время одной из пятничных проповедей, проводимых пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), в мечеть зашел некий мужчина по имени Суляйк. Пророк спросил его: «Совершил ли ты молитву?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк  сказал: «Встань и соверши два ракяата [приветствия мечети]»[1]. Данный хадис использовался как главный аргумент в пользу желательности (сунна) совершения двух ракяатов при входе в мечеть даже во время пятничной проповеди.

Другая часть ученых иначе трактует этот вопрос и приводит около 11 возможных комментариев (та’виль) хадиса, опираясь на аргументы из Священного Корана и Сунны. Одним из таких аргументов является коранический аят, в котором говорится: «Если читается Коран, то пребывайте в молчании и [внимательно] слушайте его» (см. Св. Коран, 7:204). Так как в проповеди цитируются отдельные аяты Священного Корана, то необходимо молча слушать имама-хатыба. Комментируя хадис, богословы напоминают также обстоятельства, при которых Пророк произнес данные слова. Они указывают на то, что это было сказано в конкретной ситуации и касались сугубо одного человека – Суляйка. Известно, что в тот момент он пребывал в крайне затруднительном материальном положении. Велев ему совершить два ракяата молитвы, Пророк тем временем призвал присутствующих в мечети оказать Суляйку помощь[2].

Оба вышеприведенных мнения канонически обоснованы.

О необходимости на уровне сунны, то есть желательности совершения молитвы приветствия даже во время пятничной проповеди, говорили такие известные богословы, как аш-Шафи‘и, Ахмад, Абу Саур и др.

На недопустимость совершения этой молитвы во время проповеди указывали Абу Ханифа, Малик, ас-Саври, ал-Лейс, ан-Наха‘и, многие из сподвижников Пророка и богословы следующего после них поколения мусульман (таби‘ун) [3]. Все это касается двух ракяатов молитвы приветствия мечети. К тому же важно заметить, что совершение любой иной молитвы во время пятничной проповеди (точнее, с самого начала восхождения имама на минбар) запрещено (харам), в чем сходятся мнения всех без исключения ученых-богословов[4].  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 517, хадис № 930; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 271, хадис № 1223; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 641, хадис № 423.  

[2] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 518; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 272.  

[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 271, 272.   [4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 74; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 642; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1318.

Намаз

Пятничный вааз

Джума

Приветствие мечети

Пятничная проповедь

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic