Есть хадис, в котором говорится о том, что во время одной из пятничных проповедей, проводимых пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), в мечеть зашел некий мужчина по имени Суляйк. Пророк спросил его: «Совершил ли ты молитву?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк сказал: «Встань и соверши два ракяата [приветствия мечети]»[1]. Данный хадис использовался как главный аргумент в пользу желательности (сунна) совершения двух ракяатов при входе в мечеть даже во время пятничной проповеди.
Другая часть ученых иначе трактует этот вопрос и приводит около 11 возможных комментариев (та’виль) хадиса, опираясь на аргументы из Священного Корана и Сунны. Одним из таких аргументов является коранический аят, в котором говорится: «Если читается Коран, то пребывайте в молчании и [внимательно] слушайте его» (см. Св. Коран, 7:204). Так как в проповеди цитируются отдельные аяты Священного Корана, то необходимо молча слушать имама-хатыба. Комментируя хадис, богословы напоминают также обстоятельства, при которых Пророк произнес данные слова. Они указывают на то, что это было сказано в конкретной ситуации и касались сугубо одного человека – Суляйка. Известно, что в тот момент он пребывал в крайне затруднительном материальном положении. Велев ему совершить два ракяата молитвы, Пророк тем временем призвал присутствующих в мечети оказать Суляйку помощь[2].
Оба вышеприведенных мнения канонически обоснованы.
О необходимости на уровне сунны, то есть желательности совершения молитвы приветствия даже во время пятничной проповеди, говорили такие известные богословы, как аш-Шафи‘и, Ахмад, Абу Саур и др.
На недопустимость совершения этой молитвы во время проповеди указывали Абу Ханифа, Малик, ас-Саври, ал-Лейс, ан-Наха‘и, многие из сподвижников Пророка и богословы следующего после них поколения мусульман (таби‘ун) [3]. Все это касается двух ракяатов молитвы приветствия мечети. К тому же важно заметить, что совершение любой иной молитвы во время пятничной проповеди (точнее, с самого начала восхождения имама на минбар) запрещено (харам), в чем сходятся мнения всех без исключения ученых-богословов[4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 517, хадис № 930; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 271, хадис № 1223; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 641, хадис № 423.
[2] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 518; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 272.
[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 271, 272. [4] См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 74; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘атун мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 642; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1318.