Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульман не обольстила их победа при Бадре, а потому они не теряли бдительности перед врагом и готовились в любой момент отразить возможные нападки. Они также понимали, что Мекка обязательно захочет отомстить и никогда не смирится со своим положением.
Абу Суфьян счел необходимым сохранить достоинство своего народа и показать присущую ему силу, при этом идя на минимальный риск. Внезапное и быстрое нападение на Медину — таким был его план, должный вернуть курайшитам их величие. К тому же Абу Суфьян дал обет, что вода не коснется его головы, пока он не нападет на Мухаммада.
В окружении двухсот всадников глубокой ночью он достиг поселения рода ан-Надыр на окраине Медины. От одного из предводителей иудеев по имени Салям ибн Мишкам Абу Суфьян узнал о положении дел у мусульман и обсудил наиболее безопасные пути нападения и быстрого отхода.
Абу Суфьян нашел путь для исполнения своей клятвы и достижения намеченной цели. Вместе со своими воинами он напал на местечко под названием аль-‘Арид, где они сожгли ограждение из пальм и убили двух находившихся на пастбище человек: один из числа ансаров, второй — его союзник. А затем убежали обратно в Мекку.
Когда мусульмане узнали о случившемся, они бросились в погоню за язычниками и через какое-то время нашли брошенную в пустыне провизию, которую оставил уходящий от погони Абу Суфьян — таким образом он избавился от лишнего груза. В большей части это был ас-савик — легкий хмельной напиток, по названию которого происшествие прозвали «газват ас-савик».
Курайшиты ничего не получили от этой безуспешной попытки вернуть былое положение и решили сторониться столкновений с мусульманами до подходящего момента. Однако как такое могло быть возможным, когда их торговые пути проходили рядом с Мединой?! Сафван ибн Умайя[1] сказал: «Поистине, Мухаммад и его сподвижники нанесли урон нашей торговле. Мы не знаем, как поступить с его последователями, ведь они не покидают берег [Красного моря], а жители этой местности заключили с ними мирное соглашение. Если мы останемся в своих домах, то быстро проедим свое имущество. Воистину, наша жизнь в Мекке держится на торговле: летом в Шам, зимой — в Эфиопию». Аль-Асвад ибн аль-Мутталиб[2] ответил: «Сторонитесь дороги вдоль берега и следуйте пути, ведущему в Ирак», — затем указал на проводника по имени Фурат ибн Хайян из племени Бакр ибн Ваиль.
Караван курайшитов во главе с Савфаном ибн Умайей вышел в путь. В это время Ну‘айм ибн Мас‘уд[3] прибыл в Медину. В месте, где распивают напитки (спиртное на тот момент еще не было запрещено), он повстречал Салита ибн ан-Ну‘мана[4] и поведал ему о караване. Салит в свою очередь поспешил к Посланнику ﷺ, который в срочном порядке направил Зейда ибн Хариса ─ во главе с сотней всадников преградить дорогу курайшитам. Возле источника аль-Кырада караван, преимущественно груженный серебром, был захвачен. Язычники в страхе бежали, в плен попал лишь Фурат ибн Хайян, который по прибытии в Медину принял Ислам. Мекканцы преисполнились еще большим желанием отомстить. Описываемое событие наряду с предыдущими было подготовкой к битве Ухуд на 3-м году хиджры.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Сафван ибн Умайя ибн Халяф аль-Джумахи аль-Курайши аль-Кинани — человек, сбежавший из Мекки после ее завоевания и вернувшийся через некоторое время, находясь под покровительством одного из мусульман. Принимал участие в битве при Хунайне, оставаясь язычником. В последующем принял Ислам и стал известен как «обладатель хорошего Ислама».
[2] Аль-Асвад ибн аль-Мутталиб — один из ярых противников пророка Мухаммада. Принадлежал племени Курайш. Ибн Исхак передает, что он был одним из тех, кто насмехался над посланником Аллаха. Касательно него и подобных ему был ниспослан 95-й аят суры «аль-Хиджр»: «Поистине, тебе никак не навредят насмехающиеся».
[3] Ну‘айм ибн Мас‘уд — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени Гатафан. Принял Ислам во время битвы У рва, в последующем послужил причиной возникновения раздора между курайшитами, иудеями и племенем Гатафан. В период, который упоминается в тексте, Ну‘айм ибн Мас‘уд еще оставался язычником.
[4] Салит ибн ан-Ну‘ман — один из сподвижников пророка Мухаммада.