Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Важные события (Сира 114)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Разбирая военную активность Ислама в первые два года в Медине, необходимо упомянуть некоторые важные события, произошедшие в этот период. Умер праведный человек и участник битвы при Бадре по имени Ханис ибн Хузафа ас-Сахми — муж Хафсы, дочери ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Овдовевшей дочери отец пожелал выбрать мужа, о чем поведал следующим образом: «Я встретил ‘Усмана ибн ‘Аффана, предложил ему Хафсу, тот ответил, что подумает. Несколько дней спустя я вновь его встретил и повторил свой вопрос, но ‘Усман отказался от предложения». Далее ‘Умар передает: «Я встретил Абу Бакра и предложил ему в жены Хафсу, но он промолчал. Я рассердился на него даже больше, чем на ‘Усмана.

Через несколько дней сам посланник Аллаха ﷺ засватал Хафсу, и я выдал ее за него замуж. Вскоре при встрече Абу Бакр сказал: «Возможно, ты испытал гнев, когда я отказал тебе. Воистину, меня сдерживало лишь то, что посланник Аллаха ﷺ ее упомянул. Я не хотел разглашать его намерение. Если бы он передумал, то я бы взял ее в жены вместо него» [1].

Желание посланника Аллаха ﷺ установить родственные связи с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом после того, как он установил их с Абу Бак­ром, а позднее выдал свою дочь Фатиму за ‘Али, сына Абу Талиба, а Умму Кульсум за ‘Усмана после смерти Рукейи говорит о том, что он хотел укрепить связи с этими четырьмя людьми после того, как познал их стойкость и самоотверженность во имя религии в эти непростые и сложные периоды.

На второй год хиджры был вменен в обязанность пост в Рамадан, а также закятуль-фитр, объяснены другие формы закята. Одним из важных событий стало изменение киблы: с Бейтуль-макдиса в Иерусалиме на Каабу в Мекке, что вызвало негодование иудеев. До этого они хотели, чтобы Посланник следовал им. Возможно, что для них основой и причиной согласия на заключение мирного договора с Пророком было стремление и желание воспользоваться моментом и извлечь максимальную выгоду от мусульман. Когда же Ислам выделился своей новой киблой, они преисполнились отчаяния в осуществлении их плана. Безнадежность в их душах обратилась во вражду к Исламу, однако Священный Коран свел на нет попытки посеять смуту, которую пытались поднять иудеи после изменения направления во время молитвы:

«Глупцы из числа людей скажут [с сарказмом спросят]: «Что же послужило изменению направления, в котором они молились?! [Почему Мухаммад и его сподвижники, молившиеся первоначально в направлении Иерусалима, вдруг начали молиться в направлении Мекки, Каабы?]». Ответь им: «Аллаху (Богу, Господу) принадлежат и восток, и запад [вся планета Земля и все направления на ней], и наставляет Он на верный путь того, кого пожелает [и именно тех, кто сам желает]» (Св. Коран, 2:142).

*

«Аллаху (Богу, Господу) принадлежит и восток, и запад [если где-то вас подвергают религиозным гонениям, то помните, что молиться Всевышнему вы можете в любом чистом месте на всем земном пространстве]. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Его [Он не ограничен ни местом, ни временем]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) безгранично Широк [Своей милостью] и Всезнающ» (Св. Коран, 2:115).

*

«Благородство (доброта, праведность, благочестие, набожность, религиозность) заключается не в том, кто в какую сторону молится: на восток или запад. Благороден (благочестив, религиозен) тот, кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа), в Судный День, в ангелов, в Писание [уверовал в истинность Священных Писаний: Псалтыря, Торы, Евангелия и Корана], в пророков [Божьих]; кто дает из своего [праведно приобретенного] имущества, любя его [с трудом зарабатывая, собирая для тех или иных личных нужд, стремясь увеличить достаток, удел: нуждающимся в помощи] родственникам, сиротам [помогая им, в первую очередь, в воспитании, получении хорошего образования и овладении мастерством, то есть в приобретении житейской самостоятельности], бедным, путникам, [по праву нуждающимся] просящим, [а также] для освобождения невольных. [И тот благочестив, кто] выстаивает [обязательную] молитву, выплачивает обязательную милостыню (закят). Они (набожные и благочестивые) выполняют обещания (договоренности, обязательства перед другими), терпеливы в периоды материальных кризисов и страданий [например, обнищание, болезнь или потеря близкого человека], [а также проявляют терпение] в периоды ожесточенной борьбы (в моменты, когда необходима смелость и неустрашимость). Эти люди [чьи качества и характеристики упомянуты ранее] правдивы [пред Богом, приписывая себя к верующим и религиозным], и они — [по праву] набожны» (Св. Коран, 2:177).

Аллах — Господь времени и места. Направление народа в определенную сторону не говорит о том, что Его величие ограничено местом. Поистине, возвращение мусульман к Каабе является возвратом к основам, которые установил праотец всех пророков Ибрахим . И в этом есть очищение от многих отклонений, что были присущи сошедшим с правильного пути потомкам, в особенности сынам Исраиля.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 7. С. 13, хадис № 5122.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1