Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Сунна начинать справа

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Подборка хадисов про правую сторону (руку) и все, что свазано с этим.

«Пророк все любил начинать делать справа [насколько это было возможно]: надевая обувь, при причесывании, а также приобретая ритуальную чистоту [то есть в использовании воды при этом]. И вообще во всем»[1].

Обязательно ли входить в мечеть с правой ноги? Не обязательно, но лучше будет войти именно с правой. Подчеркну, заходя в мечеть с левой ноги, человек греха не совершает, правил входа в мечеть не нарушает.

В Своде хадисов имама аль-Бухари передаются слова ‘Аиши: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) любил все делать справа [начинал справа], насколько это было возможно. Во всем. Во время приобретения ритуальной чистоты [совершая, например, малое или полное омовение], причесываясь и надевая обувь»[2].

В комментарий к хадису аль-Бухари говорит, что Ибн ‘Умар входил в мечеть с правой ноги и выходил с левой. Тему, в которой великий имам привел упомянутый хадис, он назвал «Вхождение в мечеть с правой ноги (начинать справа, входя в мечеть и в другом)».

‘Аиша передала: «Посланник Божий (да благословит его Господь и приветствует) правую руку использовал для чистоты [в процессе омытия тела для приобретения ритуальной чистоты делал акцент на правую руку] и для пищи [левая при этом помогает, но именно правой следует класть пищу в рот], а левую — для уборной [именно ею необходимо подмываться] и всего нечистого [к чему обычно относят сморкание, сплевывание]»[3].

То есть во всем чистом следует использовать правую руку (левая лишь помогает), а во всем нечистом — левую (правая помогает).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас надевает [обувь], то пусть начинает с правой ноги. А если снимает [обувь], то пусть начинает с левой. Пусть на правую в первую очередь надевается и в последнюю очередь снимается»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если одеваетесь [надеваете одежду] или совершаете омовение (вуду’), то начинайте справа»[5].

На основе упомянутых хадисов мусульманские ученые говорят о желательности (мустахаб) совершения всего положительного (того, что заслуживает уважения и почтения) справа: малое омовение и полное, таяммум, надевание одежды и обуви, вхождение в мечеть, чистка зубов и стрижка ногтей, прием пищи и питье, рукопожатие, выход из туалета и все остальное, где может быть уместно применение данной сунны.

А вот акцент на левую руку и левую сторону уместно делать в следующих случаях: высмаркивание, сплевывание слева от себя (а лучше в салфетку или платок), вхождение в туалет, выхождение из мечети, снятие одежды и обуви. Также подмываться следует левой рукою[6].

Великий имам ан-Навави говорил: «Каноническим правилом на постоянной основе является желательность (мустахаб) начинать справа все то, что относится к уважению (почтению) и украшению. А то, что напротив, — слева»[7].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 80, хадис № 168; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 358, хадис № 168 и пояснение к нему.

Единственное, уместно отметить, что входил в уборную, а также выходил из мечети пророк Мухаммад именно с левой ноги. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 358, пояснение к хадису № 168.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 152, хадис № 426; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. С. 103, хадис № 426.

Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 80, хадис № 168; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 1. С. 358, хадис № 168 и пояснение к нему; там же. С. 688, хадис № 426 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 131, хадисы № 66–(268) и № 67–(268); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 1/721 и пояснение к нему.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 28, хадис № 33, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 2/722 и пояснение к нему.

[4] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1865, хадис № 5855; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 382, хадис № 5856 и пояснение к нему.

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 870, хадис № 67–(2097).

[5] Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 451, хадис № 4141, «сахих».

[6] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 514.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 359.

Хадисы

Сунна

Правая сторона

Хадисы про правую руку

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic