Аудио версия настоящей статьи:
Подборка хадисов про правую сторону (руку) и все, что свазано с этим.
«Пророк все любил начинать делать справа [насколько это было возможно]: надевая обувь, при причесывании, а также приобретая ритуальную чистоту [то есть в использовании воды при этом]. И вообще во всем»[1].
ﷺ
Обязательно ли входить в мечеть с правой ноги? Не обязательно, но лучше будет войти именно с правой. Подчеркну, заходя в мечеть с левой ноги, человек греха не совершает, правил входа в мечеть не нарушает.
В Своде хадисов имама аль-Бухари передаются слова ‘Аиши: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) любил все делать справа [начинал справа], насколько это было возможно. Во всем. Во время приобретения ритуальной чистоты [совершая, например, малое или полное омовение], причесываясь и надевая обувь»[2].
В комментарий к хадису аль-Бухари говорит, что Ибн ‘Умар входил в мечеть с правой ноги и выходил с левой. Тему, в которой великий имам привел упомянутый хадис, он назвал «Вхождение в мечеть с правой ноги (начинать справа, входя в мечеть и в другом)».
ﷺ
‘Аиша передала: «Посланник Божий (да благословит его Господь и приветствует) правую руку использовал для чистоты [в процессе омытия тела для приобретения ритуальной чистоты делал акцент на правую руку] и для пищи [левая при этом помогает, но именно правой следует класть пищу в рот], а левую — для уборной [именно ею необходимо подмываться] и всего нечистого [к чему обычно относят сморкание, сплевывание]»[3].
То есть во всем чистом следует использовать правую руку (левая лишь помогает), а во всем нечистом — левую (правая помогает).
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас надевает [обувь], то пусть начинает с правой ноги. А если снимает [обувь], то пусть начинает с левой. Пусть на правую в первую очередь надевается и в последнюю очередь снимается»[4].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если одеваетесь [надеваете одежду] или совершаете омовение (вуду’), то начинайте справа»[5].
На основе упомянутых хадисов мусульманские ученые говорят о желательности (мустахаб) совершения всего положительного (того, что заслуживает уважения и почтения) справа: малое омовение и полное, таяммум, надевание одежды и обуви, вхождение в мечеть, чистка зубов и стрижка ногтей, прием пищи и питье, рукопожатие, выход из туалета и все остальное, где может быть уместно применение данной сунны.
А вот акцент на левую руку и левую сторону уместно делать в следующих случаях: высмаркивание, сплевывание слева от себя (а лучше в салфетку или платок), вхождение в туалет, выхождение из мечети, снятие одежды и обуви. Также подмываться следует левой рукою[6].
Великий имам ан-Навави говорил: «Каноническим правилом на постоянной основе является желательность (мустахаб) начинать справа все то, что относится к уважению (почтению) и украшению. А то, что напротив, — слева»[7].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 80, хадис № 168; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 358, хадис № 168 и пояснение к нему.
Единственное, уместно отметить, что входил в уборную, а также выходил из мечети пророк Мухаммад именно с левой ноги. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 358, пояснение к хадису № 168.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 152, хадис № 426; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. С. 103, хадис № 426.
Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 80, хадис № 168; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 1. С. 358, хадис № 168 и пояснение к нему; там же. С. 688, хадис № 426 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 131, хадисы № 66–(268) и № 67–(268); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 1/721 и пояснение к нему.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 28, хадис № 33, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 515, хадис № 2/722 и пояснение к нему.
[4] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1865, хадис № 5855; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 382, хадис № 5856 и пояснение к нему.
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 870, хадис № 67–(2097).
[5] Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 451, хадис № 4141, «сахих».
[6] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 514.
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 359.