Заключать договоры купли-продажи свинины является запретным. Запрет мы находим в аятах Священного Корана, а также в хадисах заключительного Божьего посланника.
«Скажи [о Мухаммад]: «Я не нахожу [ничего] запретного из пищи в том, что дано мне Божественным Откровением, кроме мертвечины; крови, вытекшей [при заклании]; свинины, а она — мерзость; и порочного [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 6:145);
*
«Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (Св. Коран, 16:115).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно данных аятов говорил следующее: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] [1] и его плату [покупать его или продавать]; Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]; Он запретил свинью [употребление в пищу] и ее плату [покупать или продавать]» [2]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [3].
Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?] [4]» Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено! [5]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]» [6].
Великий имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Мнение мусульманских ученых едино в том, что продавать [и покупать] это [вышеназванное] категорически запрещено» [7].
Стоит особо отметить, что заключать какие-либо договоры, связанные с ведением свиного бизнеса, запрещено не только с мусульманами, но и с представителями иных конфессий, так как священные тексты несут в себе всеообъемлющий смысл и касаются всех людей без исключения.
Если по незнанию и были заработаны какие-либо средства от такого бизнеса, их необходимо направить на благотворительность.
Продажа, потребление и использование в личных целях товаров, содержащих части тела свиньи
Египетский дом фетв [8] и Совет улемов Иордании [9] вынесли постановление о запретности продажи любых изделий из свиной кожи. Их главным аргументом является то, что все части тела свиньи, включая кожу, канонически нечисты, непригодны как для использования, так и для продажи. Свою фетву они подкрепляют мнением большинства ученых прошлых столетий [10], а также хадисом Пророка: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [11].
Исламоведческий центр фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта вынес постановление (фетву) о дозволенности купли-продажи изделий из свиной кожи, опираясь на всеобъемлющий смысл достоверного хадиса: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [12], [13].
Касательно продажи товаров, в составе которых присутствуют части свиньи (например, в продуктах питания, лекарствах, косметике), авторитетным считается мнение, что «нечистота (наджаса), подвергшаяся термической обработке [14] или иному внешнему либо внутреннему воздействию, при котором меняется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому), и пути к возвращению в прежнее состояние нет [15], становится канонически чистой», пригодной как для личного использования, так и для продажи [16]. В подтверждение этого имеется ряд фетв [17].
Относительно дубленой свиной кожи в истории исламского богословия были авторитетные мнения (среди ученых ханафитского и маликитского мазхабов) о допустимости ее использования. Обосновывали это ранее приведенным достоверным хадисом о том, что «любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [18].
Конечно же, лучше воздержаться, но если человеку сложно определить, из какой кожи сделано то или иное изделие, или если есть затруднения найти изделие без использования при изготовлении кожи свиньи, предположим, в Европе или центральной части России, где свиноводству отводится чуть ли не центральное место в сельском хозяйстве и кожа после выделки используется повсеместно, то есть сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), тогда это может перейти в категорию ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемого и прощаемого.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Об алкоголе читайте в отдельном материале.
[2]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».
[3]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».
[4] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236.
[5] Можно ли, не торгуя этим, как-то использовать в том, что не касается питания человека и его тела? Мнения ученых на этот счет разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили. Большинство высказались в пользу запрета. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 6, 7, пояснение к хадису № 71–(1581).
Однако следует отметить, что, например, кожа мертвечины может быть задействована в торговле и используема, но только после процесса дубления. Мнение ученых здесь единодушно, так как по этому поводу есть достоверный хадис: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».
[6]См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М.Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 645, хадис № 71–(1581); ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 5–8, хадис № 71–(1581) и пояснение к нему.
[7] См.: ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 8.
[8]http://dar-alifta.org.eg/AR/ViewFatwa.aspx?ID=3599&LangID=1&MuftiType=0.
[9]http://aliftaa.jo/Decision.aspx?DecisionId=176#.Vtk-65yLQU0.
[10] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 251–254; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66, 67; аль-Хатыбаш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактабаат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179, 180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартибиаш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.
[11]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 4388, «сахих».
[12] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих».
[13]http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=21705.
[14] Термическая обработка — выдерживание материала при повышенной (нагрев) или при пониженной (охлаждение) температуре, либо соблюдение определенного температурного режима в течение конкретного времени для придания материалу необходимых свойств.
[15]Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 59.
[16]См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 10. С. 278, 279; аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.
[17] Подробнее см.: http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&lang=A&Id=25587
http://aliftaa.jo/Research.aspx?ResearchId=16#_edn233.
[18] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390.