Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Свиной бизнес и Ислам

Заключать договоры купли-продажи свинины является запретным. Запрет мы находим в аятах Священного Корана, а также в хадисах заключительного Божьего посланника.

«Скажи [о Мухаммад]: «Я не нахожу [ничего] запретного из пищи в том, что дано мне Божественным Откровением, кроме мертвечины; крови, вытекшей [при заклании]; свинины, а она —  мерзость; и порочного [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 6:145);

*

«Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (Св. Коран, 16:115).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно данных аятов говорил следующее: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] [1] и его плату [покупать его или продавать]; Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]; Он запретил свинью [употребление в пищу] и ее плату [покупать или продавать]» [2]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [3].

Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?] [4]» Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено! [5]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]» [6].

Великий имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Мнение мусульманских ученых едино в том, что продавать [и покупать] это [вышеназванное] категорически запрещено» [7].

Стоит особо отметить, что заключать какие-либо договоры, связанные с ведением свиного бизнеса, запрещено не только с мусульманами, но и с представителями иных конфессий, так как священные тексты несут в себе всеообъемлющий смысл и касаются всех людей без исключения.

Если по незнанию и были заработаны какие-либо средства от такого бизнеса, их необходимо направить на благотворительность.

Продажа, потребление и использование в личных целях товаров, содержащих части тела свиньи

Египетский дом фетв [8] и Совет улемов Иордании [9] вынесли постановление о запретности продажи любых изделий из свиной кожи. Их главным аргументом является то, что все части тела свиньи, включая кожу, канонически нечисты, непригодны как для использования, так и для продажи. Свою фетву они подкрепляют мнением большинства ученых прошлых столетий [10], а также хадисом Пророка: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [11].

Исламоведческий центр фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта вынес постановление (фетву) о дозволенности купли-продажи изделий из свиной кожи, опираясь на всеобъемлющий смысл достоверного хадиса: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [12],  [13].

Касательно продажи товаров, в составе которых присутствуют части свиньи (например, в продуктах питания, лекарствах, косметике), авторитетным считается мнение, что «нечистота (наджаса), подвергшаяся термической обработке [14] или иному внешнему либо внутреннему воздействию, при котором меняется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому), и пути к возвращению в прежнее состояние нет [15], становится канонически чистой», пригодной как для личного использования, так и для продажи [16]. В подтверждение этого имеется ряд фетв [17].

Относительно дубленой свиной кожи в истории исламского богословия были авторитетные мнения (среди ученых ханафитского и маликитского мазхабов) о допустимости ее использования. Обосновывали это ранее приведенным достоверным хадисом о том, что «любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [18].

Конечно же, лучше воздержаться, но если человеку сложно определить, из какой кожи сделано то или иное изделие, или если есть затруднения найти изделие без использования при изготовлении кожи свиньи, предположим, в Европе или центральной части России, где свиноводству отводится чуть ли не центральное место в сельском хозяйстве и кожа после выделки используется повсеместно, то есть сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), тогда это может перейти в категорию ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемого и прощаемого.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Об алкоголе читайте в отдельном материале.

[2]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[3]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».

[4] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236.

[5] Можно ли, не торгуя этим, как-то использовать в том, что не касается питания человека и его тела? Мнения ученых на этот счет разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили. Большинство высказались в пользу запрета. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 6, 7, пояснение к хадису № 71–(1581).

Однако следует отметить, что, например, кожа мертвечины может быть задействована в торговле и используема, но только после процесса дубления. Мнение ученых здесь единодушно, так как по этому поводу есть достоверный хадис: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».

[6]См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М.Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 645, хадис № 71–(1581); ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 5–8, хадис № 71–(1581) и пояснение к нему.

[7] См.: ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 8.

[8]http://dar-alifta.org.eg/AR/ViewFatwa.aspx?ID=3599&LangID=1&MuftiType=0.

[9]http://aliftaa.jo/Decision.aspx?DecisionId=176#.Vtk-65yLQU0.

[10] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 251–254; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66, 67; аль-Хатыбаш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактабаат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179, 180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартибиаш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.

[11]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 4388, «сахих».

[12] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих».

[13]http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=21705.

[14] Термическая обработка — выдерживание материала при повышенной (нагрев) или при пониженной (охлаждение) температуре, либо соблюдение определенного температурного режима в течение конкретного времени для придания материалу необходимых свойств.

[15]Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 59.

[16]См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 10. С. 278, 279; аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.

[17] Подробнее см.: http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&lang=A&Id=25587

http://dar-alifta.org.eg/AR/ViewFatwa.aspx?ID=3047&text=%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D8%AD%D8%A7%D9%84%D8%A9&MoftiIds=

http://aliftaa.jo/Research.aspx?ResearchId=16#_edn233.

[18] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390.

Экономика

Свиной бизнес

Бизнес

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic