Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

‘Алим

‘Алим (араб. عالم‎ — ученый, сведущий) — тот, кто имеет фундаментальные (религиозные) познания и тратит большую часть своего времени на совершенствование их, обучая при этом других людей и не забывая об обязанностях пред Всевышним (обязательная молитва, пост и т. д.). То есть религиозная практика является лишь незначительной частью его поклонения Творцу, ввиду того что занятие наукой считается тоже поклонением.

Слово «‘алим» происходит от арабского слова «‘ильм», означающее «знание», «наука». Ученые люди, занимающиеся изучением, находятся на высоком и почетном месте в Исламе. Поэтому Ислам побуждает своих последователей к обретению знаний и постоянным новым изысканиям. Особое место среди всех знаний занимают религиозные знания, изучение которых, говоря в целом, является обязанностью каждого верующего. Среди религиозных знаний особым образом выделены базовые. Это тот минимум знаний, без которых невозможно обойтись при совершении обязательных религиозных предписаний (ритуальное омовение, молитва-намаз, пост и т. д.), особенно совершаемых повседневно. Поэтому каждый верующий человек, достигший совершеннолетия, должен их осваивать. Вышесказанное подтверждается изречениями заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), изречениями его сподвижников, а также ученых-богословов.

Следует заметить, что наряду с вышесказанным, каждый совершеннолетний верующий человек также должен изучать исламские правовые нормы и правила, имеющие прямое отношение к его виду деятельности или профессии. Так, например, занимающийся торговлей должен знать основные правила ее ведения, дабы выстроить в соответствии с канонами Ислама.

Что касается углубленного изучения религии, со всеми тонкостями и деталями, то это не является обязательным в отношении каждого верующего. Достаточным будет, если этим будут заниматься лишь некоторые, располагающие для этого необходимыми умственными способностями и определенными личностными качествами. Получив религиозные знания, эти мусульмане должны будут взять на себя ответственность обучать им других людей и передавать им свои познания.

Говоря о нерелигиозных знаниях, следует сказать, что изучение тех знаний, без которых общество обойтись не может и крайне нуждается в них в своей повседневной жизни, согласно мнению ученых-богословов, тоже является обязательным.

Как уже было сказано выше, знания (‘ильм), особенно религиозные, высокочтимы в Исламе. По этой причине люди, занимающиеся их изучением, весьма почитаемы и глубоко уважаемы. Считается, что усилия и труд, приложенные ими на изучение, приравниваются к поклонению Творцу. Более того, согласно мнению ученых-богословов, изучение более приоритетно, чем совершение некоторых дополнительных видов поклонения (дополнительные молитвы, пост и т. д.). Причиной этому служит тот факт, что польза знаний, в отличие от пользы дополнительных видов поколения, распространяется как на изучающего их, так и на всех остальных людей. Кроме этого, знания имеют свойство приносить пользу не только при жизни их носителей, а также и после их смерти, в виде оставленных ими научных трудов, книг. Немаловажным является и то, что полученные знания способствуют более осознанному и искреннему поклонению Аллаху (Богу, Господу), ведь в этом и заключается основная цель изучения.

Приобретение знаний является желательным в любом возрасте. Однако ученые-богословы высказались о том, что предпочтительно начинать делать это с раннего возраста, преимущественно после достижения детьми семилетнего возраста. В этом вопросе большое значение имеют, конечно же, родители. Именно они должны позаботиться об этом, создав для своих детей все необходимые условия, а также сами обучая их базовым религиозным знаниям (совершению омовения, молитвы-намаза и т. д.).

Известно, что сподвижники заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), совершали дальние поездки в поисках знаний. В последующем эту традицию продолжили многие известные ученые-богословы. Поэтому совершение дальних поездок в поисках знаний в ряде случаев является благим делом, заслуживающим похвалы. Более того, некоторые ученые-богословы высказались о необходимости покидать ту местность, где нет достаточных возможностей и условий для получения знаний, и отправляться туда, где таковые имеются.

В заключение следует добавить, что как обучающийся, так и обучающий должны следовать определенным этическим нормам (адаб) и манерам поведения. Подобное является весьма важной и неотъемлемой частью процесса обучения. Ввиду важности вопроса некоторые ученые-богословы посвятили этому целые богословские труды, в которых изложили достаточно подробную и содержательную информацию касательно этого[1].    

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха. , 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 77, 78.

 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1