Гусль (араб. غسل — обмывание, мытье) — полное мытье всего тела, совершаемое определенным образом.
Гусль требуется совершать во всех случаях эякуляции (исключением в отношении мужчин могут быть случаи выделения семенной жидкости вследствие удара или болезни), после совокупления, после окончания менструации, а также с завершением послеродового кровотечения. Кроме этого, гусль требуется совершать в случае принятия Ислама человеком, ранее являвшимся атеистом или приверженцем иной религии. Наряду с вышесказанным, согласно мнению богословов-ханафитов, а также мнению некоторых других ученых-богословов, необходимость в гусле возникает в случае смерти.
Обязательными действиями (фард) во время совершения гусля являются: намерение очиститься (богословы-ханафиты считают это лишь желательным), омытие всего тела, в том числе волосяного покрова (если вода достигнет корней волос, то, согласно мнению большинства ученых-богословов, распускать косы женщине не требуется), полоскание рта и промывание носа (богословы-шафииты подобное считают лишь желательным). Кроме этого, к числу обязательных действий во время совершения гусля некоторые ученые-богословы относят непрерывность всего процесса, хотя большинство высказалось только о желательности этого.
К числу желательных (сунна) действий относятся: в начале произнести «бисмил-ля» (с именем Бога), вымыть руки, удалить нечистоты с тела (если таковые имеются), совершить малое омовение, начать обмывание тела с правой стороны, с головы и двигаясь вниз, обмыть тело трижды.
Во время совершения гусля выполнять некоторые действия нежелательно (макрух). К ним относятся: расточать воду, плескать водой в лицо, вести беседы с другими людьми, без нужды пользоваться помощью других людей, совершать гусль в нечистом месте и месте, предназначенном для отправления физиологических нужд (туалет), совершать гусль в море. Отмечу, что это лишь нежелательно, а нежелательность канонически отменяется даже малой необходимостью.
Резюмируя все вышесказанное, минимальное требование при совершении гусля – омыть все тело один раз, а также, согласно мнению богословов-ханафитов, прополоскать рот и промыть нос. Подобным образом допустимо поступать, например, в случае наличия только ограниченного количества воды, а также в случае нехватки времени. В остальных случаях рекомендуется совершать гусль, выполняя все виды желательных (сунна) действий[1].
Подробней смотрите раздел о полном омовении на нашем сайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Вирд // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 31. С. 194–217.
О верующие! Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [будьте набожны и праведны пред Богом, стойки перед грехами и проступками]. И пусть же душа [каждого из вас] посмотрит, что приготовила на завтра [как мирское завтра, так и на Судный День, определяющий вечную перспективу]! Будьте же набожны! Воистину, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, чт
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о благих делах и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о посте и цитирует хадис-кудси на эту тему. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 3:186 и говорит о набожности. Слушать и скачать можно в статье