Икамат

Икамат (араб. إقامةсовершение; призыв к молитве) возвещение о начале обязательной молитвы-намаза, произносимое для призыва людей, собравшихся в мечети, к ее выполнению.

Икамат может произноситься перед выполнением только обязательных молитв-намазов (фард), совершаемых как коллективно, так и индивидуально. Цель произнесения азана и икамата практически идентична – призыв людей к совершению молитвы-намаза. Разница лишь в том, что икамат произносится для людей, собравшихся в мечети, а азан произносится для людей, которые находятся как в ней, так и за ее пределами.

Согласно мнению целого ряда ученых-богословов, произнесение икамата — желательное действие, которое необходимо по возможности всегда практиковать (сунна муаккада).

Произнесение икамата было введено в практику одновременно с введением произнесения азана. Главным смыслом произнесения икамата, как и азана, является возвеличивание Всевышнего и имени Его заключительного посланника, а также постоянное напоминание верующим о том, что истинный успех в жизни можно достичь только совершая молитву-намаз.

Икамат произносится почти так же, как и азан. Разница лишь в том, что икамат несколько быстрее и с добавлением одного предложения в текст азана.

Икамат должен произноситься после азана и перед непосредственным совершением молитвы.

Для произнесения икамата необходимо наличие некоторых требований и условий: наступление времени молитвы, наличие мысленного намерения, произнесение его на арабском языке, причем громким голосом, но тише азана. Человек, произносящий икамат, также должен соответствовать некоторым требованиям: быть мусульманином, совершеннолетним, находиться в здравом уме, быть праведным человеком.   

К числу желательных действий во время произнесения икамата относится: произнесение его быстрее азана, пауза в конце каждого предложения, произнесение стоя, обращаясь лицом в сторону киблы, и красивым голосом. Кроме этого, по мнению некоторых ученых-богословов, при произнесении определенных фраз икамата желательно обращаться лицом вправо, а потом влево. Также некоторые ученые-богословы высказались о том, что азан и икамат должен произносить один и тот же человек.   

Во время произнесения икамата совершать некоторые действия нежелательно (макрух): вести разговор без крайней нужды в этом, произносить икамат нараспев, произносить его сидя.     

Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, например, богословов-ханафитов, второе произнесение икамата в мечети, где обязательная молитва с произнесением азана и икамата уже была совершена, является нежелательным действием (макрух). Поэтому люди, прибывшие в мечеть с опозданием (то есть уже после совершения обязательной молитвы другими), должны ограничиться ранее уже произнесенными азаном и икаматом. Исключением, по их мнению, могут быть мечети, у которых нет постоянных прихожан, например, мечети, построенные для путников. Другие ученые-богословы высказались о допустимости в подобных случаях второго произнесения, как азана, так и икамата, однако делая это не громким голосом. В действительности распространено произнесение лишь икамата.

Согласно мнению большинства ученых-богословов, между азаном и произнесением икамата должно пройти время, достаточное, чтобы молящиеся успели прибыть в мечеть для совершения коллективной молитвы. В противном случае, если икамат будет произнесен сразу после азана, основная цель произнесения икамата не будет достигнута. Исключением из этого является произнесение икамата перед совершением вечерней молитвы (Магриб), произносить который, согласно изречению пророка Мухаммада, следует практически сразу после произнесения азана.

Следует добавить, что азан и икамат могут произноситься не только перед совершением обязательной молитвы. Например, согласно мнению большинства ученых-богословов, новорожденному ребенку желательно (сунна) произнести в правое ухо азан, а в левое – икамат. Это мнение подтверждается действиями самого пророка Мухаммада[1].

Тексты азана и икамата, а также богословские комментарии по ним смотрите в отдельной статье.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Икамат // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 6. С. 5–16. 

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1