Имам (араб. إمام — руководитель, глава) — предстоятель в молитве-намазе. В более широком значении словом «имам» обозначается «человек, наделенный определенными полномочиями руководить делами других людей, как в духовной сфере, так и на государственном уровне».
Говоря о слове «имам» в его более узком значении, следует сказать, что руководить молитвой — одно из самых лучших благих деяний. Ведь руководить молитвой достойны только те люди, которые отличаются от других своим благонравием, знаниями, праведностью и т. д. Известно, что коллективное совершение молитвы — одна из главнейших отличительных особенностей Ислама. Это подтверждается тем, что сам пророк Мухаммад всегда побуждал верующих людей именно к такой форме совершения молитвы и сам всегда так совершал ее. В этой связи большинство ученых-богословов высказали мнение о том, что руководить коллективной молитвой лучше, чем произносить азан, хотя последнее тоже является очень достойным деянием.
Человек, руководящий обязательной молитвой, должен соответствовать определенным требованиям: быть мусульманином, совершеннолетним, находиться в здравом уме, быть мужского пола, не иметь каких-либо серьезных физических недостатков и отклонений в здоровье (например, немота, недержание мочи, частые кровотечения из носа и т. д.), находиться в состоянии ритуальной чистоты, иметь соответствующее намерение. Говоря о последнем условии, следует заметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, обязательная молитва, совершаемая имамом, и молитва молящихся за ним должны быть едины. Поэтому недопустимо, например, чтобы имам совершал обязательную молитву (фард), а следующие за ним добровольную (нафиль), или чтобы имам совершал одну обязательную молитву, а следующие за ним — другую.
Руководить молитвой достоин тот, кто лучше и больше других знает Священный Коран, Сунну, исламское право (фикх) и т. д. Кроме этого, руководящий молитвой должен отличаться своим благонравием, праведностью, богобоязненностью и т. д.
Во время непосредственного проведения коллективной молитвы имам, согласно Сунне, должен находиться строго впереди всех присутствующих на молитве и на одном уровне с ними. Если в коллективной молитве кроме него будет присутствовать только один человек, то он должен будет расположиться правее от имама, чуть позади. Женщины должны всегда располагаться позади мужчин. Важно отметить, что в случае проведения женщиной коллективной молитвы, на которой будут присутствовать исключительно женщины, одна должна располагаться в середине первого ряда, чуть впереди.
Для некоторых людей руководить молитвой-намазом является нежелательным (макрух), а в некоторых случаях даже недопустимым. Так, например, нежелательно, чтобы ею руководил менее достойный человек, чем другой присутствующий, или тот, кто имеет серьезное физическое отклонение, страдает опасной болезнью, совершает явные грехи. Также, согласно мнению некоторых ученых-богословов, недопустимо, чтобы молитвой руководил человек лишенный кисти, с парализованной конечностью, без обрезания.
Во время проведения молитвы-намаза имам должен учитывать физическое состояние и возраст людей, молящихся за ним, и в зависимости от этого проводить молитву ускоренно либо затяжно. Также имам, проводя молитву, услышав шаги человека, опоздавшего на начало молитвы, согласно мнению некоторых ученых-богословов, может немного замедлить ее, чтобы тот успел присоединиться. Однако другие ученые-богословы подобное действие посчитали нежелательным (макрух)[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Имам // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 6. С. 201–215.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье