Исти‘аза (араб. إستعاذة— взывание о помощи) — мольба к Всевышнему о защите от наущений и козней Сатаны (Шайтана), а также от любого вида зла.
Исти‘аза выражается формулой «А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим» («Прибегаю за помощью [и покровительством] к Аллаху от Шайтана, побиваемого камнями»). Иногда допускается произносить и укороченную версию «А‘уузу бил-ля» («Прибегаю за помощью [и покровительством] к Аллаху»).
По мнению большинства ученых-богословов, произносить исти‘азу желательно (сунна), а по мнению некоторых из них иногда даже обязательно (ваджиб).
Произносить исти‘азу — значит проявлять набожность и богобоязненность, ведь тем самым верующий человек признает величие и мощь Творца.
Известно, что сам пророк Мухаммад всегда произносил исти‘азу, делая это не только, прося защиты у Всевышнего от зла, но даже во время благоденствия. Тем самым он проявлял свою крайнюю покорность перед Богом.
В каких случаях желательно (сунна) произносить исти‘азу:
– перед чтением Священного Корана, что допускается как вслух, так и про себя. Однако по мнению некоторых ученых-богословов, произносить исти‘азу в подобном случае — обязательно (ваджиб),
– заходя в отхожее место (туалет) по нужде. При этом рекомендуется произносить «Бисмил-ля. Аллаахумма инни а‘уузу бике миналь-хубси валь-хабаис» («С именем Аллаха (Бога). Господи, я прибегаю к Тебе от всего плохого»),
– перед совершением малого омовения (вуду’),
– входя и выходя из мечети,
– при совершении молитвы-намаза,
– при произнесении пятничной проповеди (хутба)[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Исти‘аза // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 5–16.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 2:154, 155 и говорит о терпении. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отчаянии и объясняет, как не поддаваться панике. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о принятии Ислама и приводит практические советы по этой теме. Слушать и скачать можно в статье