Тагсиль аль-майит (араб. تغسيل الميت — омытие покойника) — полное омытие водой тела покойного мусульманина, выполняемое определенным образом согласно сунне.
По мнению большинства ученых-богословов, тагсиль аль-майит относится к категории коллективных обязанностей (фард кифая).
Каким условиям должен соответствовать человек, который будет это осуществлять?
Кто должен осуществлять омытие покойного?
Покойного мужчину должен омывать мужчина, а женщину — женщина. Рекомендуется, чтобы ими были самые близкие родственники покойного либо люди, известные своей праведностью и богобоязненностью.
Что не допускается и не рекомендуется для такого человека?
Что касается благоприятных физических характеристик, например, светлый и приятный лик, то, желательно (мустахаб) поведать об этом другим, дабы они еще больше молились за покойного и просили у Всевышнего прощения для него.
Важно отметить, что, по мнению большинства ученых-богословов, намерение (ният) при совершении этого действия не требуется.
Каков порядок совершения омытия?
Следует добавить, что, по мнению большинства ученых-богословов, за омытие покойника допускается брать определенную плату[1].
Читайте на нашем сайте umma.ru отдельный раздел на тему смерти в Исламе.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тагсиль аль-майит // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 49-65.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье