
Такфир (араб. تكفير — обвинение в неверии) — обвинить верующего человека в неверии или выходе из веры.
По единогласному мнению ученых-богословов, не допускается делать такфир в адрес кого-либо, не имея для этого веских доказательств. Даже если и будут иметься некоторые доказательства, то все равно, прежде чем сделать такфир в адрес кого-либо, нужно тщательно подумать, склоняясь в пользу отказа от этого.
Согласно некоторым изречениям пророка Мухаммада, легкомыслие в этом вопросе крайне недопустимо. Ведь, как сказано в одном из них, безосновательное обвинение другого в неверии обернется для обвиняющего тем, что он сам впадет в неверие.
Особо следует остерегаться такфира в адрес ученых-богословов, что может привести к некоторым нежелательным и пагубным последствиям.
Важно отметить, что совершение какого-либо греховного поступка, даже если он будет относиться к категории больших грехов, не всегда выводит из веры и, соответственно, не является основанием для такфира.
В каких случаях допускается такфир?
Важно отметить, что такфир допустим только в том случае, если действия, относящиеся к категории неверия, будут совершены кем-либо осознанно и умышленно.
Кстати, по мнению большинства ученых-богословов, за безосновательный такфир в адрес кого-либо возлагается определенная ответственность, и может быть применена исправительная мера наказания[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Такфир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 227-236.
Вы отрицаете Аллаха (Бога, Господа), хотя ранее были мертвы [вас попросту не было], и Он оживил вас [дал вам жизнь, тело, душу, сделал вас людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания], а затем вновь оживит [в день всеобщего Воскрешения], и вы будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои устремления, намерения, дела и поступки] (Св. Коран, 2:28)?!
Читать полностью

Статья, в которой Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос о совершении гусля перед посещением мечети на Джума-намаз.
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о минимальном количестве прихожан для проведения джума-намаза
Статья, в которой Шамиль Аляутдинов говорит о коллективном прославлении Всевышнего