Тазахум (араб. تزاحم — теснить друг друга) — теснить друг друга, находясь, например, в местах совершения какого-либо поклонения, сопровождающегося, как правило, большим скоплением людей.
Тазахум относится к категории недопустимых действий, потому что очень часто доставляет неудобства остальным и приносит им вред, а иногда даже может стать причиной травм и смертельного исхода. Такое возможно, например, в период паломничества (хадж) при совершении обхода (таваф) вокруг Священной Каабы.
Тазахум, возникающий естественным образом, как следствие скопления большого количества людей для совершения некоторых видов поклонений, может стать причиной некоторых послаблений.
В каких случаях он может происходить естественным образом и как в них поступать?
Кстати, если тазахум приведет к гибели кого-либо, например, во время совершения обхода вокруг Священной Каабы, особенно в период паломничества (хадж), то, по мнению большинства ученых-богословов, грех за это на всех остальных не возлагается[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Тазахум // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 11. С. 234-237.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает, как правильно относиться к времени. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 28:56 и объясняет, что настоящая вера — это некие кардинальные преобразования изнутри, неподвластные человеку. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 16:125 и говорит о мудрости и хорошем увещевании. Слушать и скачать можно в статье