Зикр (араб. ذكر— поминание) — поминание Всевышнего, совершаемое как языком, так и сердцем, при котором могут произноситься Его прекрасные имена и качества, слова восхваления Бога и возвеличивания.
Слово «зикр», в его вышеупомянутом значении, часто встречается в аятах Священного Корана. Кроме этого, словом «зикр» в аятах иногда обозначается сам Священный Коран, а также некоторые другие, прежние Священные Писания. Также слово «зикр» в некоторых случаях в Священном Коране приводится в значениях «слава», «наставление», «Хранимая Скрижаль» и др.
Произносить зикр является желательным (сунна) действием. Рекомендуется произносить его в любое время и во всех обстоятельствах, за исключением, например, нахождения по физиологической нужде в отхожем месте, во время прослушивания пятничной проповеди и некоторых других обстоятельств. В Священном Коране имеется много аятов, побуждающих верующих людей постоянно произносить зикр в своей повседневной духовной практике. Кроме этого, важно отметить, что в аятах имеется указание на то, что успех каждого верующего человека напрямую может быть связан с тем, как часто и много он произносит зикр. В некоторых случаях произносить зикр обязательно, например, перед забоем животного, во время совершения молитвы-намаза. Важно отметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, самый лучший зикр — чтение Священного Корана и выполнение всех видов обязательных форм поклонения Творцу.
Произнесение зикра оказывает глубочайший положительный эффект и приносит много пользы, даже если произнесение его в действительности не составляет большого труда. Так, например, человеку, произносящему зикр, Всевышний всегда оказывает Свою помощь и покровительство, уберегает от наущений Сатаны (Дьявола) и его козней, способствует достижению большой награды и любви Творца. Кроме этого, произнесение зикра способно наполнять сердце верующего человека спокойствием, умиротворенностью, чувством благополучия.
Виды зикров (форм восхваления и возвеличивания Бога) могут быть разными и формулируются в свободной форме, однако самыми лучшими и предпочтительными являются те варианты, которые упоминаются в Священном Коране и Сунне. Зикром является и произнесение имен Всевышнего (асма’ул-лахи аль-хусна), а также слов благословения пророку Мухаммаду и его роду (салават). Следует добавить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, наилучшая форма практики зикра — одновременное произнесение зикра языком и сердцем, хотя произносить только языком или только сердцем также допускается.
Для того чтобы произносимые зикры возымели наилучший эффект, следует выполнять определенные рекомендации и правила: в начале зикра обратиться за помощью к Творцу, произносить зикр в состоянии ритуальной чистоты и обратившись лицом в сторону киблы, произносить зикры в чистых и священных местах, стараться произносить их с большим усердием в особо значимые дни и в некоторые особо значимые временные промежутки, произносить их с особым душевным настроем и с полным осознанием произносимых слов, произносить их в одиночестве и тихим голосом. Следует добавить, что произносить зикры в окружении других верующих людей также допускается, однако коллективное произнесение зикров, как это иногда практикуемо, по мнению некоторых ученых-богословов, является нововведением (бид‘а).
Кроме этого, не допускается сопровождать произнесение зикров некоторыми движениями тела, например, своеобразными танцами и кружениями вокруг себя, сопровождать звуками барабанов и дудок, а также некоторыми другими видами подобных действий. Так считают некоторые ученые. Прямых запретов нет.
При произнесении зикров допускается вести их счет, используя для этого различные способы: зажимая пальцы, используя фаланги пальцев обеих рук, перебирая четки, применяя электронные и механические устройства и т. д.
Важно отметить, что некоторые зикры могут произноситься вне зависимости от той или иной ситуации, а некоторые произносятся в зависимости от ситуаций, например, перед забоем животного, перед употреблением пищи, перед вхождением в мечеть, перед сном, перед поездкой, во время скорби и печали и т. д. Вы можете также встретить целые отдельные сборники, где тот или иной мусульманский ученый собрал на разные случаи жизни разные зикры (дуа)[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Зикр // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 21. С. 219–265.