Убийство 70 сподвижников (Сира 124/186)

Многие из тех, кто заключил мирный договор либо заискивал перед Исламом, восстали против него. Несмотря на внешнее проявление силы, когда мусульмане пытались преследовать язычников, поражение при Ухуде имело более серьезные последствия, нежели они предполагали.

Воистину, бедуины пустыни осмелились выступать против мусульман, перед ними открылись врата надежды напасть на Медину и завладеть ее благами. Подобно тому иудеи открыто проявляли к мусульманам презрение, отпускали насмешки и начали очернять тем самым взаимодействие с ними.

Одним из сложных моментов является управление народами после серьезных поражений, а также вопрос, как нести призыв после надлома. И это несмотря на то что великие личности тяжелое находят легким, спокойно проходя сквозь кризисы.

Наступил четвертый год хиджры, мусульмане до сих пор не могли залечить свои раны, полученные при Ухуде. Однако враги не ждали. Бедуины начали свое движение в сторону Медины, видя в ней легкий трофей.

Первым, кто вознамерился напасть, было племя Асад. Посланник Аллаха поспешил направить к ним Абу Саляму во главе 150 воинов, чтобы неожиданно опередить их маневр и напасть, прежде чем те сами нападут[1].

Абу Саляме не доставило труда ослабить врага. Возвращался он в Медину с победой и захваченным поголовьем скота. Он слыл одним из лучших полководцев, был в числе спешивших к вере и оказанию поддержки Пророку. Но из похода он вернулся ослабленным, так как открылась его рана, полученная в битве при Ухуде, и спустя некоторое время он скончался.

Халид ибн Суфьян аль-Хузали попытался собрать войско для нападения на мусульман. Пророк направил к нему ‘Абдуллаха ибн Унейса[2], который убил Халида в тот момент, когда тот пытался объединить племена для нападения на Медину.

Само племя Хузейль также выступило против мусульман ради мести за убитого Халида, который был одним из представителей этого племени. Оно передало пленных из числа сподвижников Пророка жителям Мекки во время битвы Раджи‘.

Эта история такова. Группа из племен ‘Адуль и аль-Кара прибыла к посланнику Аллаха, говоря о своей нужде в тех, кто их обучит религии и будет читать им Коран. Пророк направил вместе с ними группу из проповедников во главе с ‘Асымом ибн Сабитом[3]. Они шли, пока не достигли места между ‘Асфаном и Меккой недалеко от колодцев Хузейль.

Здесь мусульмане увидели, что их спутники проявили вероломство, призвав племя Хузейль против них. Они схватились за оружие и приготовились сразиться с нечестивцами — но что могли они противопоставить сотне лучников, позади которых народ, готовый их поддержать?

‘Асым и его товарищи были убиты, трое были пленены: Хубейб, Зейд ибн ад-Дасина[4] и ‘Абдуллах ибн Тарик[5]. Представители племени Хузейль взяли их в рабство и отправили в Мекку, чтобы продать убийцам, которые ожидают расплаты с ними. Воистину, эти сподвижники были из числа тех, которые сражались вместе с Пророком при Бадре и Ухуде. Мекканцев одолевал гнев и жажда мести. ‘Абдуллах пытался ускользнуть от их ярости и был убит. Хубейба и Зейда курайшиты взяли, чтобы отомстить и подвергнуть казни. Что касается Зейда, его купил Савфан ибн Умайя, чтобы убить за своего отца. Он вышел с Зейдом из запретной территории, вокруг них собрались курайшиты, в числе которых был Абу Суфьян ибн Харб, который сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, Зейд! Желаешь ли ты того, чтобы Мухаммад стоял сейчас вместо тебя и была отрублена его голова, а за это ты пребывал бы в безопасности среди своей семьи?» Зейд ответил: «Клянусь Аллахом, я не желал бы взамен своего пребывания возле семьи, чтобы в Пророка вонзилась даже колючка, причиняющая боль». Абу Суфьян ответил: «Я не видел никого из людей, кого любили бы больше, чем сподвижники любят Мухаммада». В конечном итоге Зейд был убит[6].

Что касается Хубейба, его купил ‘Укба ибн аль-Харис, дабы убить за своего отца. Когда Хубейба вывели из запретной местности, чтобы распять, он сказал: «Позволите ли вы мне совершить два ракяата?» С их разрешения он совершил намаз наилучшим образом, а потом обратился к народу и сказал: «Если бы не опасение, что вы подумаете, будто бы я тяну время, боясь смерти, то я бы молился дольше».
Хубейб стал тем, кто привнес совершение двух ракяатов молитвы перед смертью. Они распяли его на доске. Когда они его привязывали, он произнес: «О Аллах, воистину, мы исполнили миссию Твоего посланника. Доведи же до него то, как они поступили с нами!» После чего он произнес молитву: «О Аллах, сосчитай их число, убей их по частям и никого не оставь»[7]. Он встретил смерть лицом к лицу, произнеся стихи:

Не волнует меня, что подвергают меня смерти мусульманином,

Волнует меня, где на пути Аллаха будет моя смерть,

Во имя ли Единого Бога,

И если Он пожелает,

То благословит суставы и части тела моего.

Мусульмане опечалились потерей ‘Асыма и его спутников и тем, что двое пленников были так зверски убиты. Они потеряли достойных проповедников, в которых в этот период истории нуждался Ислам. И то, каким образом были выманены их люди, пробудило в мусульманах еще больше опасений, так как произошедшее указывало на отсутствие страха, безрассудство и готовность язычников враждовать с верующими, идя на крайне циничные меры и не боясь возмездия.

Это событие побуждало мусульман к бдительности при отправке верующих для распространения Ислама в места обитания отдаленных племен или в местности, вызывающие сомнения в безопасности. В то же время необходимость призыва, каковы бы ни были жертвы, вынуждала Пророка смотреть на них, как на нечто неизбежное. Подобно торговцу, который, несмотря на большие расходы в определенное время, не уходит с рынка, боясь остаться без места, и выжидает до тех пор, пока не наступит период получения прибыли и возмещения потерянных средств.

В этом кроется мудрость согласия Пророка на предложение Абу Бара’ ‘Амир ибн Малика[8] направить группу сподвижников с призывом средь племен Наджда. Пророк выразил опасение, что их может коснуться зло среди жестоких и диких племен. Абу Бара’ сказал: «Я — их покровитель»[9].

Проповедники вышли из Медины и дошли до места Би’р ма‘уна в составе семидесяти лучших мусульман, известных как чтецы, трудящиеся днем и молящиеся ночью, соединяющие дневное усердие со стремлением к вечности.

Они не могли и предположить, что найдут смерть на этой земле, где в ущельях скрываются коварные люди. Сподвижники направили Харама ибн Мильхана[10] к местному предводителю неверия ‘Амиру ибн ат-Туфейлю[11] передать послание Пророка, где содержался призыв к Исламу. ‘Амир не стал даже смотреть послание и приказал своему прислужнику напасть на посланца. Сподвижник успел лишь почувствовать вонзившееся копье, вошедшее ему в спину и вышедшее спереди. Неожиданная смерть встретила человека, который будто бы желал ее давно. Он воскликнул: «Воистину, я достиг успеха, о Господь Каабы!» ‘Амир велел напасть на оставшуюся группу мусульман, заручившись поддержкой племен Ри‘ль, Закван и аль-Кара.

Когда гибель была близка к верующим, они выхватили мечи, но не успели защититься и были убиты все до одного дикими бедуинами. Не оказалось на месте лишь двоих, среди них был ‘Амр ибн Умайя ад-Дамри. О трагической участи мусульман они узнали по стае птиц, слетевшихся и кружащих над лагерем. Они решили, что это неспроста, и поспешили туда. Их взору открылись лежавшие на песке окровавленные тела товарищей, павших шахидами, рядом стояли привязанные кони. Сопровождавший ‘Амра ─ спросил: «Что ты думаешь?» Тот ответил: «Поспешим к Пророку и сообщим, что произошло». Его спутник не согласился с ним, среди убитых был его друг Мунзир. Он сказал: «Я не желаю оставаться в живых в том месте, где был убит Мунзир». Он напал на бедуинов и сражался с ними, пока не был убит.

‘Амр был пленен, но впоследствии освобожден. Он вернулся к Пророку, неся вести о страшной смерти семидесяти лучших мусульман. Это событие напомнило о той печали, что случилась при Ухуде. Однако если там люди были убиты в битве, то здесь будучи обманутыми.

Сердца мусульман переполнял гнев, но не от явных потерь, а от сути язычества и его глубинной неприязни к Исламу и его последователям. Эта неприязнь попрала все принципы чести и достоинства и допускала, что любой мог безнаказанно причинить вред мусульманам.

По дороге в Медину ‘Амр встретил двоих людей и решив, что они из племени, напавшего на мусульман, в гневе убил их. После стало известно, что они были из племени Киляб, заключившего мирный договор с мусульманами.

Когда ‘Амр предстал перед Пророком и обо всем поведал, тот сказал: «Воистину, ваши друзья повержены. Они попросили своего Господа: «Наш Господь, сообщи о нас нашим братьям, что мы довольны Тобой, и Ты доволен нами»[12].

Пророк ﷺ сказал ‘Амру: «Ты убил двух людей, и я обязан отдать за них плату»[13]. Он занялся сбором средств за убитых с мусульман и иудеев, с которыми был заключен мирный договор.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 265.

[2] Абу Яхья ‘Абдуллах ибн ‘Унейс аль-Джухани — сподвижник пророка Мухаммада. Был в числе тех, кто принял присягу при ‘Акабе. Воевал в битве при Ухуде и во всех последующих битвах. Переданные им хадисы приводятся в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима. Всего ‘Абдуллах передал 24 хадиса. Умер в 4 г. по хиджре (626 г. по григор.).

[3] ‘Асым ибн Сабит — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Был в числе тех, кто принял присягу при ‘Акабе. Был убит в битве Раджи‘.

[4] Зейд ибн ад-Дасина — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Был зверски убит язычниками Мекки.

[5] ‘Абдуллах ибн Тарик ибн ‘Амр аль-Баляви — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принял участие в битвах при Бадре и Ухуде. Один из шести, кого посланник Аллаха отправил к племенам ‘Адуль и аль-Кара обучать Исламу. Был зверски убит. Его тело покоится в местечке Мар аз-захран.

[6] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 506.

[7] См.: Муснад Ахмад. В 8 т. Т. 8. С. 48.

[8]Абу Бара’ ‘Амир ибн Малик аль-‘Амири — глава рода ‘Амир ибн Са‘са‘а. Является дядей ‘Амира ибн ат-Туфейла и поэта Лябида ибн Раби‘а. Был известен своей храбростью. После битвы при Бадре он прибыл в Медину, и Пророк призвал его к Исламу, но он отказался, попросив при этом направить группу сподвижников с призывом к племенам местности Наджда, что явилось причиной смерти многих сподвижников. В последующем Абу Бара’ принял Ислам.

[9] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 528.

[10]Харам ибн Мильхан — сподвижник из племени Хазрадж. Принимал участие в битвах при Бадре и Ухуде. Был убит в месте Би’р ма‘уна в 4 г. по хиджре (626 г. по григор.). Был первым, кто в этот день пал шахидом.

[11] ‘Амир ибн ат-Туфейл аль-Киляби аль-‘Амири аль-Хавазини — поэт периода джахилии, глава рода Джа‘фар ибн Киляб из рода ‘Амир ибн Са‘са‘а, из племени Хавазин. Известно, что ‘Амир враждовал с пророком Мухаммадом и умер в неверии.

[12] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 106, хадис № 4093.

[13]См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 20. С. 356, хадис № 841.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1