Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Изгнание рода ан-Надыр (Сира 124)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Успех Ислама в укреплении своих позиций на полуострове вызывал неприязнь у многих. И нет сомнения, что надежда мусульман на светлое будущее и ожидание новых свершений только усиливали это чувство в сердцах негодующих, так что ждущие момента для нанесения удара по мусульманам приписывали им самообольщение:

«Лицемеры [люди с определенно нестабильным мироощущением, диаметрально изменчивым внутренним состоянием и его внешним проявлением], а также те, в чьих сердцах болезнь [люди с «гнилым» характером], воскликнут: «Их религия [этих мусульман] ослепила их!»

[Помните] кто полагается на Аллаха (Бога, Господа) [движется в правильном русле и делает все от него зависящее, — побеждает]. Он [Господь миров] Всемогущ и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 8:49).

Однако же эта нелюбовь была скрыта на какой-то период после победы при Бадре, более того, возможно, она подтолкнула слабых и сомневающихся укрыться под знаменем новой религии, но, когда ситуация поменялась и мусульмане потерпели поражение, злоба вышла наружу. Враги Ислама принялись противостоять ему повсеместно.

Пророк ﷺ почувствовал изменение ситуации после Ухуда и приложил все усилия, чтобы вернуть величие мусульманам и укрепить их статус. Борьба усилилась: с одной стороны — язычники, которые выжидали момента для нанесения удара как при Ухуде или даже сильнее, с другой — мусульмане, которые стремились не допустить подобного впредь никогда. Однако их постигли потери при Раджи‘ и Би’р ма‘уне, вера подвергалась испытанию за испытанием, но эти трудности не лишили убежденных людей их связи с Господом и уверенности в завтрашнем дне. Они начали отвечать ударом на удар, и когда иудеи попытались коварно покончить с Пророком, он не проявил слабости там, где требовалось обрушить на них соответствующее наказание.

Пророк ﷺ отправился в селение рода ан-Надыр, чтобы получить помощь в выплате выкупа за убийство двух убиенных по вине ‘Амра ибн Умайи, когда тот возвращался из Би’р ма‘уны. Получив согласие помочь, он присел возле стены одного дома, ожидая исполнения обещанного.

Иудеи же уединились и решили: «Воистину, вы не найдете больше этого человека в подобном положении, когда он так спокоен. Кто
готов подняться на крышу дома и сбросить валун, чтобы освободить нас от него?» Когда иудеи уже готовились исполнить свою хитрость, Пророку было внушено знание об опасности, исходящей от них. Он поспешно поднялся со своего места и вернулся в Медину.

Сподвижники Пророка в его отсутствие стали его искать, а затем, узнав, что он вернулся в Медину, поспешили к нему. Он сообщил им о неудавшемся плане иудеев. В последующем стало известно, что тем, кто хотел убить Пророка, бросив на него мельничный жернов, был ‘Амр ибн Джаххаш. Этот несчастный не смог спастись от последствий задуманного преступления, как и его народ. Посланник Ал­лаха ﷺ пригласил Мухаммада ибн Масляму ─ и сказал ему: «Направляйся к роду ан-Надыр, прикажи им покинуть Медину и не жить в ее окрестностях. Я дал им отсрочку в десять дней, если после этого я найду кого-нибудь из них, голова того будет отрублена»[1].

У иудеев не было иного выхода, кроме как готовиться к отъезду за пределы города. Однако лицемеры, во главе которых был ‘Абдуллах ибн Убей, направили им послание с такими словами: «Оставайтесь, мы вам поможем против Мухаммада и его сподвижников». Иудеи утвердились в желании оспорить решение и отправили Пророку послание о том, что они не уйдут, и пусть тот делает, что пожелает. Они укрылись в крепостях и начали готовиться к сражению. Их упорство в противостоянии усилилось по причине вести, что ‘Абдуллах ибн Убей выставил в качестве поддержки две тысячи воинов.

Пророк ﷺ поднял народ на сражение, пригрозив другим иудейским племенам и арабам-язычникам расплатой за попытку присоединиться к племени ан-Надыр, после чего окружил селение и приказал срезать их пальмы. Иудеи увидели, что обстоятельства осложнились. Они ощутили запах смерти. Закрался страх и в сердца их помощников, которые в такой ситуации не могли им дать благо или защитить от зла.

Сражение мусульман с врагами в этот тяжелый для них период истории могло привести к нежелательным последствиям. Мы знаем, как язычники были настроены против мусульман, как жестоко поступали с их посланниками. Иудеи рода ан-Надыр обладали определенной силой, вероятность, что они сдадутся, была ничтожна. Предстоящая битва таила в себе много опасностей, однако обстоятельства после трагедии Би’р ма‘уны и более ранних событий укрепили мусульман против тех, кто принес им столько зла, обмана и смертей в результате убийств, с чем они сталкивались как по одному, так и группами. Приумножилось их негодование и усилилось решение сражаться после попытки предательского покушения на Пророка ﷺ.

Ситуация повернулась в пользу мусульман быстрее, чем они могли предположить. Иудеи сдались и приняли условие победившей стороны, которая позволила им покинуть дома и разрешила взять из нажитого богатства все, что смогут унести их верблюды, кроме оружия[2]. Во время этой битвы была ниспослана полностью сура «аль-Хашр», где в начале описывается изгнание иудеев.

«Он [Господь миров] Тот, Кто вывел безбожников из числа людей Писания из их домов для первого сбора [когда они в период сложных противостояний между язычниками и мусульманами нарушили мирный договор, заключенный ранее с мусульманами, вступив в сговор с язычниками]. Вы (мусульмане) не думали, что они (предавшие) выйдут [к вам], а они думали, что их крепости им помогут [защитят, что они не понесут ответа за содеянное], но Господь пришел к ним оттуда, откуда они не ожидали [Он Своей волей повернул обстоятельства неожиданным для всех образом] и бросил [поместил] в их сердцах страх [с присутствием которого в душе они не могли уже ничего серьезного противопоставить мусульманам]. Они разрушают (превращают в руины) свои дома своими же руками и руками верующих [ведь им было дозволено забрать с собою все, что смогут унести и увезти]. Извлеките же урок, о видящие! [Важно понять, что если люди заключают между собою письменные договорные отношения, то они обязаны
следовать оговоренным условиям и не нарушать их, какую бы выгоду им это ни сулило, особенно когда дело касается безопасности людей. Если вы вероломно нарушаете свои договоренности, ущемляя права других, а тем более ввергая их в серьезную опасность, то можете ждать неприятностей, возмездия от Господа миров]» (Св. Коран, 59:2).

Коран выявил положение лицемеров Медины и опозорил тех, кто пытался помочь иудеям в их борьбе и подстрекал их сражаться с мусульманами, обещая им поддержку и помощь.

«Разве ты [Мухаммад] не видел лицемеров, которые говорят безбожным братьям своим из числа людей Писания [иудеям, о которых шла речь ранее]: «Если вы будете выведены, то и мы непременно [в поддержку вам] выйдем с вами, и мы никому и никогда не покоримся относительно вас [не предадим вас, не бросим на произвол судьбы]. Если с вами станут воевать, мы вам обязательно поможем.

Если те будут выведены, они (лицемеры) с ними не выйдут, а если те вступят в военное противостояние, они (лицемеры) им не помогут. Даже если и помогут, то [при первой же возможности] побегут с поля брани (дезертируют), и после никто им не поможет. Аллах (Бог, Господь) свидетельствует, что они — лжецы» (Св. Коран, 59:10–12).

Этой победой без жертв мусульмане утвердили свое положение в Медине и укрепили власть. Лицемеры отступились, не осмеливаясь более заявлять о своих настроениях и прибегать к уловкам. У Пророка появилась возможность подавить бедуинов, которые причиняли боль мусульманам после Ухуда и набрасывались на группы проповедников, убивая их подло и жестоко.

Желая обуздать и наказать коварных обманщиков, Пророк начал странствовать по пустыне Наджда и требовать возмездия за своих сахабов, убитых в Раджи‘ и Би’р ма‘уне. Одновременно он сеял семена страха в сердцах черствых бедуинов, чтобы те не смогли повторить своих преступных деяний.

Для осуществления своих целей он совершил несколько походов. Бедуины, которые промышляли разбоем и нападениями, заслышав о прибытии мусульман, укрывались в вершинах гор, хотя до этого в определенный период времени могли перекрывать путь исламскому призыву. Среди них были: род Лихьян, род Мухариб, род Са‘ляба из Гатафана[3].

Когда мусульмане сломили их силу и удержали их зло, то приступили к подготовке для встречи с главным врагом. По прошествии года наступил назначенный срок для сражения с курайшитами. Мухаммаду и его сподвижникам надлежало встретиться лицом к лицу с Абу Суфьяном и его народом, чтобы повернуть вектор войны в свою пользу и утвердить положение тех, кто на верном пути, кто больше заслуживает оставаться и нести благо.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1]См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 269.

[2]См.: ас-Сам‘ани М. Тафсир аль-Куран [Толкование Священного Корана]. В 6 т. Рияд: аль-Ватан, 1997. Т. 5. С. 399.

[3]Гатафан — одно из больших арабских племен периода джахилии и начала периода Ислама, обитавшее на территории Наджда и Хиджаза.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1