На сайте ведутся технические работы.

‘Умра (малое паломничество)

Дословно с арабского языка слово «‘умра» переводится как «посещение, визит».

В  терминологическом значении шариата «‘умра» обозначает посещение Священной Мечети (в Мекке) в установленном порядке.

Некоторые богословы, среди которых имам аш-Шафи‘и, а также имам Ахмад ибн Ханбаль, считали, что совершение ‘умры (малого паломничества) является обязательным действием (подобно хаджу).  В качестве аргумента они приводят аят из Корана и хадис из Сунны Божьего посланника:

«Ради Господа совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)…» (Св. Коран, 2:196).

Сообщается, что ‘Аиша однажды спросила у пророка Мухаммада: «О посланник Всевышнего, возложен ли на женщин джихад [приложение усилий в благом, умение пожертвовать всем во имя Бога, защита родины]?», на что он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Их джихад – совершение хаджа и ‘умры» [1].

Другая группа богословов, среди которых имамы Абу Ханифа и Малик ибн Анас, полагали, что ‘умра является обязательной лишь на уровне Сунны и один раз в жизни. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не упомянул ‘умру в числе пяти столпов Ислама. Также в хадисе, переданном Джабиром, сказано: «К посланнику Аллаха пришел бедуин и обратился с вопросом: «О Пророк, сообщи мне о малом паломничестве, является ли оно обязательным?», на что последовал ответ: «Нет, но совершение тобою малого паломничества – благо для тебя»[2].

Основные действия ‘умры

‘Умра включает в себя четыре основных действия:

1. Ихрам.

2. Обход вокруг Каабы.

3. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.

4. Сбривание или укорачивание волос на голове.

По мнению ученых-ханафитов, к столпам ‘умры относится лишь обход вокруг Священной Каабы, к обязательным действиям – ритуальный бег между склонами Сафа и Марва, а также сбривание или подстригание волос на голове. Желательно перестать произносить «тальбию» с началом первого круга обхода вокруг Каабы.

По мнению ученых-шафиитов, все четыре упомянутых пункта относятся к столпам ‘умры.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 316, хадис № 2901, «сахих».

[2] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи [Сборник хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 169, хадис № 931.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1