Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

Урок № 3. Удвоение согласных

В арабском языке удвоение одного из согласных звуков в составе слова играет смыслоразличительную роль и относится к одному из важных средств формообразования и словообразования.

Так, например, глагол عَلِمَ означает «знать», а при удвоении буквы «лям» образуется глагол َعَلَّم со значением «обучать». При удвоении фрикативных согласных удлиняется время выдоха воздуха через щель, образованную между подвижными и неподвижными органами речи.

Для удвоения взрывных согласных следует продлить момент выдержки, т.е. второй такт артикуляции, когда органы речи сомкнуты перед отрывом друг от друга. Сонорный согласный [р] удваивается путем увеличения времени и количества вибраций кончика языка. Как уже говорилось, удвоение согласного обозначается с помощью значка ـــّ, который называется «шадда».

Шадда (шадда, араб. شدة‎ «усиление») в виде W-образного знака ставится над буквой, согласный звук которой удваивается. При том если после удвоенного согласного следует гласный [а] или [у], то над шаддой ставится, соответственно, фатха ـــَّ или дамма ـــُّ. Если же после удвоенного согласного следует гласный [и], то шадда ставится над буквой, а кясра - под буквой или под шаддой. Например: شَبَّ [шабба],  شَبُّ  [шаббу],  شَبِّ [шабби]

Упражнение №1

Прочтите и перепишите в тетрадь следующие слова:

  حَجَّ ٫ حَقَّ ، شَكَّ ، رَنّ ، حَكَّ  

سِتُّ ، عِزُّ ، حِسُّ ، سِرُّ، بِرُّ

كَرَّمَ ، زَيَّنَ ، صَدَّقَ ، كَوَّرَ ، عَطَّلَ

دُبِّرَ ، دُرِّسَ ، كُلِّفَ ، لُقِّنَ ، بُرِّزَ

تَزَكَّى ، تَنَفَّسَ ، يَفِرُّ ، مُقَدَّسُ ، جَهَنَّمُ

Упражнение №2

Прочтите следующие слова по вертикали, обращая внимание на изменения в произношении при удвоении согласного звука:

دَرَسَ ، كَسَرَ ، أََكَلَ ، رَكَزَ ، سَمِعَ

دَرَّسَ ، كَسَّرَ ، أََكَّلَ ، رَكَّزَ ، سَمَّعَ

Упражнение №3

Прочтите следующие слова по вертикали, обращая внимание на долготу и краткость гласных звуков:

لَمَّ ، كمَّ ، كَرَّ ، سَمَّ ، رَمَّ

لَـمَّا ، كَمَّا ، كَرَّا ، سَمَّى ، رَمَّا

Таджвид

Шадда

Урок 3

Грамматика

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:26

Поистине, Аллах (Бог, Господь) [легко] может дать вам поучительный урок и на примере [крошечного] комара, и на примере чего-либо большего [даже малые творения несут в себе мудрое совершенство, заложенное в них Творцом, не говоря уже о чем-то глобальном, вселенских масштабов]. Верующие знают, что это — истина от их Господа. Безбожники же вопрошают: «Что Аллах (Бог) хотел сказать этим примером?!» Через подобного рода [простые вещи] немало людей сходят с верного пути, как и немало встают на верный путь. Сходят же с пути веры [не желая размышлять над жизнью, бытием] именно грешники [плохие по своей натуре, аморальные, развратные люди] (Св. Коран, 2:26).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic