В арабском языке удвоение одного из согласных звуков в составе слова играет смыслоразличительную роль и относится к одному из важных средств формообразования и словообразования. Так, например, глагол عَلِمَ означает «знать», а при удвоении буквы «лям» образуется глагол َعَلَّم со значением «обучать». При удвоении фрикативных согласных удлиняется время выдоха воздуха через щель, образованную между подвижными и неподвижными органами речи. Для удвоения взрывных согласных следует продлить момент выдержки, т.е. второй такт артикуляции, когда органы речи сомкнуты перед отрывом друг от друга. Сонорный согласный [р] удваивается путем увеличения времени и количества вибраций кончика языка. Как уже говорилось, удвоение согласного обозначается с помощью значка ـــّ, который называется «шадда». Шадда (шадда, араб. شدة «усиление») в виде W-образного знака ставится над буквой, согласный звук которой удваивается. При том если после удвоенного согласного следует гласный [а] или [у], то над шаддой ставится, соответственно, фатха ـــَّ или дамма ـــُّ. Если же после удвоенного согласного следует гласный [и], то шадда ставится над буквой, а кясра - под буквой или под шаддой. Например: شَبَّ [сабба], شَبُّ [саббу], شَبِّ [сабби] Упражнение №1 Прочтите и перепишите в тетрадь следующие слова:
حَجَّ ٫ حَقَّ ، شَكَّ ، رَنّ ، حَكَّ
سِتُّ ، عِزُّ ، حِسُّ ، سِرُّ، بِرُّ
كَرَّمَ ، زَيَّنَ ، صَدَّقَ ، كَوَّرَ ، عَطَّلَ
دُبِّرَ ، دُرِّسَ ، كُلِّفَ ، لُقِّنَ ، بُرِّزَ
تَزَكَّى ، تَنَفَّسَ ، يَفِرُّ ، مُقَدَّسُ ، جَهَنَّمُ
Упражнение №2 Прочтите следующие слова по вертикали, обращая внимание на изменения в произношении при удвоении согласного звука:
دَرَسَ ، كَسَرَ ، أََكَلَ ، رَكَزَ ، سَمِعَ
دَرَّسَ ، كَسَّرَ ، أََكَّلَ ، رَكَّزَ ، سَمَّعَ
Упражнение №3 Прочтите следующие слова по вертикали, обращая внимание на долготу и краткость гласных звуков:
لَمَّ ، كمَّ ، كَرَّ ، سَمَّ ، رَمَّ
لَـمَّا ، كَمَّا ، كَرَّا ، سَمَّى ، رَمَّا