Логотип umma.ru и переход на главную страницу5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

Урок № 5. Определенный артикль «аль»

Основным морфологическим средством выражения определенности (известности) имени является определенный артикль اَلْ [аль].

Данный артикль является общим для всех имен (независимо от рода и числа), прибавляется к началу слова и пишется с ним слитно. При прибавлении определенного артикля танвинное окончание опускается и остается лишь гласная (выражаемая огласовкой), символизирующая собою падежное окончание имени, например:

Неопределенное состояние в арабском языке:

какой-то дом (им.падеж) -  بَيْتٌ

какой-то дом (род.падеж) - بَيْتٍ

какой-то дом (вин.падеж) - بَيْتًا

Определенное состояние в арабском языке:

дом известный (им.падеж) - اَلْبَيْتُ

дом известный (род.падеж) - اَلْبَيْتِ

дом известный (вин.падеж) -  اَلْبَيْتَ

При прибавлении определенного артикля, помимо опускания танвинного окончания, происходят изменения внутри слова в зависимости от его первой буквы. Буквы арабского алфавита делятся на так называемые «солнечные» и «лунные».

Солнечные харфы

К солнечным относятся следующие 14 согласных:

ت ث د ذ ر ز س ش ص ض ط ظ ل ن

Если слово, начинающееся с солнечного согласного, определяется артиклем اَلْ [аль], то звук буквы «лям» данного артикля не произносится, а первая солнечная буква определяемого слова удваивается, например:

Неопределенное состояние:

دَرْسٌ -  какой-то урок

صَوْمٌ  -  какой-то пост

Определенное состояние:

(اَلدَّرْسُ урок (известный

(اَلصَّوْمُ пост (известный

Лунные харфы

К лунным относятся остальные согласные:

ا ب ج ح خ ع غ ف ق ك م ه و ي

При присоединении артикля к тому слову, которое начинается с лунного согласного, буква «лям» данного артикля произносится с сукуном, например: Неопределенное состояние:

كِتَابٌ   -    какая-то книга

قَلَمٌ -  какой-то карандаш

Определенное состояние:

(اَلْكِتَابُ  -   книга (известная

(اَلْقَلَمُ - карандаш (известный

Необходимо заметить, что «алиф» в определенном артикле اَلْ является подставкой для соединительной хамзы, которая не произносится внутри предложения. Определенный артикль не несет на себе самостоятельного словесного ударения, но получает второстепенное ударение.

Определенный артикль اَلْ может служить для оформления имен, обозначающих общеизвестные или единственные в своем роде предметы, явления или понятия, например اَلْقَمَرُ (луна), ٱلْإِسْلاَمُ (ислам), а также являющихся обобщениями целого рода, класса предметов, например,  اَلْمُسْلِونَ (мусульмане), اَلْفَوَاكِهُ (фрукты).

Кроме имен, определенных артиклем اَلْ, именами в определенной  состоянии считаются:

1. Все местоимения (они не принимают определенного артикля), например  أَنَا (я),  هُوَ (он);

2. Имена собственные, например, مُحَمَّدٌ (Мухаммад), مَكَّةُ (Мекка).

В Священном Коране встречаются сочетания двух согласных звуков, каждый из которых с сукуном. Причем первый выражен звуком [н] в танвине, а второй - [л]  в изученном определенном артикле. Например: مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ [мухаммадан львасилята] или مَحْمُودًا الَّذِي [махмудан льлязи]. В этом случае, без принятия во внимание непроизносимых букв (дополнительный «алиф» в танвине фатха и соединительная хамза в определенном артикле), первый сукун преобразуется в кясру. В итоге читаем: [мухаммадани- львасилята] и [махмудани-льлязи].

Упражнение № 1

В чем заключается функция артикля اَلْ [аль]?

Упражнение № 2

Какие происходят изменения в слове при присоединении к нему артикля اَلْ [аль]?

Упражнение №3

Присоедините артикль اَلْ [аль] к следующим словам

حَمْدٌ ، عَالَمٌ ، دِينٌ ، رَبٌّ ، لَيْلٌ

غَيْبٍ ، نَاسٍ ، صُدُورٍ ، قَمَرٍ ، عُسْرٍ

صِرَاطًا ، مُسْتَقِيمًا ، يَوْمًا ، نَارًا ، ذَنْبًا

Упражнение № 4

Прочтите суру «ан-Нас»  и перепишите в тетрадь слова с артиклем اَلْ [аль].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Таджвид

Грамматика

Урок 5

Артикль

Солнечные харфы

Лунные харфы

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:26

Поистине, Аллах (Бог, Господь) [легко] может дать вам поучительный урок и на примере [крошечного] комара, и на примере чего-либо большего [даже малые творения несут в себе мудрое совершенство, заложенное в них Творцом, не говоря уже о чем-то глобальном, вселенских масштабов]. Верующие знают, что это — истина от их Господа. Безбожники же вопрошают: «Что Аллах (Бог) хотел сказать этим примером?!» Через подобного рода [простые вещи] немало людей сходят с верного пути, как и немало встают на верный путь. Сходят же с пути веры [не желая размышлять над жизнью, бытием] именно грешники [плохие по своей натуре, аморальные, развратные люди] (Св. Коран, 2:26).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
5-дневный семинар Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic