Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

«Вознесся над Троном». Как понять?

Каково мнение аль-Азхара[1] относительно саляфитов, а точнее их слов о «вознесении над Троном»[2]. Они говорят: «Аллах вознесен над Троном, но как это, мы не знаем». Многие из-за этого разногласят и разделяются. Верно ли их мнение или оно противоречит Исламу?

Из основополагающих положений акыды (вероубеждения) мусульман является то, что Аллах (Бог, Господь) никак не ограничен ни местом, ни временем. Место и время сами сотворены, а Творец не может быть ограничен Своим творением. С этим согласны ученые всех времен, и разногласий в этом никогда не было и нет. Ученые говорили об этом так: «Был Бог и не было места. И Он таков, каков Он был до сотворения места, не изменился».

Несколько высказываний ученых и праведников первых веков:

  1. Имам Джа‘фар ас-Садык[3] сказал: «Если кто-то убежден в том, что Аллах (Бог, Господь) в чем-то, на чем-то или из чего-то, тогда он становится мушриком (совершает ширк). Ведь если Бог в чем-то, значит Он ограничен; если Он на чем-то, значит переносим; если Он из чего-то, значит сотворен»;
  2. У Яхьи ибн Му‘аза ар-Рази[4] спросили: «Сообщи нам об Аллахе (о Боге, Господе)». Тот ответил: «Бог один». — «А каков Он [что из себя представляет]?» — «Властелин и всемогущ». — «А где Он?» Яхья ибн Му‘аз ответил: «Биль-мирсоод»[5]. Спрашивающие воскликнули: «Мы тебя не об этом спросили!» Он ответил: «Если сказать что-то иное, тогда Творцу мы припишем качество сотворенного им»;
  3. 3. У Абу аль-Файда Зун-нуна аль-Мисри[6] спросили про аят: «Всемилостивый. Вознесся над Троном»[7]. Он ответил: «Господь подтвердил Свою сущность, но устранил место. Он существует сам по себе. А все остальное – как Он пожелает Своей мудростью».

Все, что в Коране и Сунне указывает на возвышенность Бога, говорит о Его высоком положении, величии и могуществе. Ведь он, Бог, ни в чем не похож на Свои творения. К Богу относится лишь непостижимое человеческому разуму совершенство. «Какая бы мысль о представлении Бога ни пришла тебе в голову, Он будет иным».

Акыда аль-Азхара – аль-акыда аль-аш‘ария. Она является путем значительной части мусульманских ученых[8]. Это направление в вероубеждении прошло через всю историю мусульманского богословия, ставя заслон атеистическим направлениям и радикальным веяниям, крайностям в религии. Если кто-то называет следующих этому направлению кяфирами (безбожниками), фасиками (грешниками) и старается опорочить ученых-аш‘аритов[9], то имеются серьезные опасения относительно его взглядов и религиозности. Аль-Хафиз Ибн ‘Асакир[10] в своей книге «Раскрытие лжи клеветника в адрес имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари» писал: «Знай (да благословит тебя Всевышний во всем том, что способствует Его довольству, и сделает из числа истинно набожных), поистине, мясо[11] ученых ядовито. И известно, как Аллах поступает с теми, кто преуменьшает заслуги ученых, старается их обесчестить. Кто дает свободу своему языку позорить (клеветать в адрес) ученых (алимов), тот еще при жизни будет страдать от черствости (мертвости) своего сердца»[12].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аль-Азхар является одним из старейших университетов мира, наиболее престижным мусульманским духовным учебным заведением. Был основан в Каире династией Фатимитов. Изначально возник как медресе при мечети аль-Азхар в 970 году по григорианскому календарю, то есть более тысячи лет назад.

За свою длинную историю университет прошел через самые разные периоды, с каждым из которых он креп и развивался. Я обращу ваше внимание лишь на несколько последних:

1. 1930 год. В этот год был издан закон № 49, в результате которого появилось три факультета: «аш-Шари‘а», «Усулюд-дин» и «Ал-люга аль-‘арабия». Система образования была поделена на три этапа: первая ступень (начальная школа), вторая ступень (средняя школа) и высшее образование (те самые три факультета). Через этот закон аль-Азхар смог расширить перечень предметов, которые преподавались в нем.

2. 1936 год. В этот год был издан закон № 26, внесший позитивные коррективы в образовательный процесс университета. Ко всему прочему появились магистратура и докторантура.

3. 1961 год. В этом году была сформулирована миссия университета как одного из главных мусульманских духовно-просветительских центров мира, которая грамотно и активно реализуется и по сей день.

Я сам в свое время (с 1992 по 1998 гг.) отучился в этом университете: за два года завершил четырехгодичное «аль-ма‘хад ас-санави» (вторая ступень) и еще четыре года обучался на факультете Шариата, диплом об окончании которого получил в 1998 году.

[2] «Воистину, Господом вашим является Аллах [Единый и Единственный Творец всего сущего, Бог], Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 7:54); «[Люди, кем и какими бы вы ни были, знайте] воистину, ваш Господь — Аллах (Бог), сотворивший за шесть дней небеса и землю [из ничего, без материалов; не по образу и подобию чего-то, а лишь повелением «будь!» — и оно стало]. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 10:3); «Аллах (Бог, Господь)… Он Тот, Кто поднял небеса без видимых опор, затем вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 13:2). С подобным смыслом см. также аяты Св. Корана: 25:59, 32:4.

[3] Джафар ибн Мухаммад, более известный как ас-Садык (80–148 гг. по хиджре, 699–765 гг. по григор.), — правнук Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба. См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 3. С. 354; ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 1. С. 495.

[4] Яхья ибн Му‘аз ар-Рази (умер в 258 г. по хиджре; 872 г. по григ.) — известный проповедник и аскет. С.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 4. С. 117, № 18143.

[5] Это слова из Корана. Подстрочно переводятся как «в засаде», но по смыслу: «Поистине, Господь твой за всем наблюдает [все слышит, все видит, все знает и воздаст по справедливости, без малейшего ущемления или притеснения]» (Св. Коран, 89:14).

[6] Абу аль-Файд Зун-нун аль-Мисри (умер в 245 г. по хиджре; 859 г. по григ.) — один из богословов-суфиев. Был мухаддисом и факыхом. Он говорил: «Быть истинным рабом Всевышнего (аль-‘убудия) — значит быть таковым всегда, подобно тому, как Он всегда и в любых обстоятельствах является Господом твоим». См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 57.

[7] Св. Коран, 20:5.

[8] О двух основных направлениях в акыде (мусульманском вероубеждении), об аш‘аритах и матуридитах, читайте в моем отдельном материале.

[9] Как и ученых-матуридитов, вместе составляющих основную часть мусульманского богословия в вопросах верования (акыды).

[10] ‘Али ибн ‘Асакир (499-571 гг. по хиджре; 1105-1176 гг. по григ.) — крупнейший мусульманский ученый своего столетия, мухаддис, факых, а также историк. Автор множества трудов по богословию и истории, среди которых «Табьйин кязибиль-муфтари фи ма насаба иля абиль-хасан аль-аш‘ари» [Раскрытие лжи клеветника в адрес имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари]. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 427, № 9382.

[11] «Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого, мертвого, человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 49:12).

[12] За основу этого короткого, но актуального для русскоязычного Интернета материала я взял вопрос-ответ из книги Дома фетв Египта «Суалятуль-акаллият» (с. 36 и 37).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1