Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

«Вознесся над Троном». Как понять?

Каково мнение аль-Азхара[1] относительно саляфитов, а точнее их слов о «вознесении над Троном»[2]. Они говорят: «Аллах вознесен над Троном, но как это, мы не знаем». Многие из-за этого разногласят и разделяются. Верно ли их мнение или оно противоречит Исламу?

Из основополагающих положений акыды (вероубеждения) мусульман является то, что Аллах (Бог, Господь) никак не ограничен ни местом, ни временем. Место и время сами сотворены, а Творец не может быть ограничен Своим творением. С этим согласны ученые всех времен, и разногласий в этом никогда не было и нет. Ученые говорили об этом так: «Был Бог и не было места. И Он таков, каков Он был до сотворения места, не изменился».

Несколько высказываний ученых и праведников первых веков:

  1. Имам Джа‘фар ас-Садык[3] сказал: «Если кто-то убежден в том, что Аллах (Бог, Господь) в чем-то, на чем-то или из чего-то, тогда он становится мушриком (совершает ширк). Ведь если Бог в чем-то, значит Он ограничен; если Он на чем-то, значит переносим; если Он из чего-то, значит сотворен»;
  2. У Яхьи ибн Му‘аза ар-Рази[4] спросили: «Сообщи нам об Аллахе (о Боге, Господе)». Тот ответил: «Бог один». — «А каков Он [что из себя представляет]?» — «Властелин и всемогущ». — «А где Он?» Яхья ибн Му‘аз ответил: «Биль-мирсоод»[5]. Спрашивающие воскликнули: «Мы тебя не об этом спросили!» Он ответил: «Если сказать что-то иное, тогда Творцу мы припишем качество сотворенного им»;
  3. 3. У Абу аль-Файда Зун-нуна аль-Мисри[6] спросили про аят: «Всемилостивый. Вознесся над Троном»[7]. Он ответил: «Господь подтвердил Свою сущность, но устранил место. Он существует сам по себе. А все остальное – как Он пожелает Своей мудростью».

Все, что в Коране и Сунне указывает на возвышенность Бога, говорит о Его высоком положении, величии и могуществе. Ведь он, Бог, ни в чем не похож на Свои творения. К Богу относится лишь непостижимое человеческому разуму совершенство. «Какая бы мысль о представлении Бога ни пришла тебе в голову, Он будет иным».

Акыда аль-Азхара – аль-акыда аль-аш‘ария. Она является путем значительной части мусульманских ученых[8]. Это направление в вероубеждении прошло через всю историю мусульманского богословия, ставя заслон атеистическим направлениям и радикальным веяниям, крайностям в религии. Если кто-то называет следующих этому направлению кяфирами (безбожниками), фасиками (грешниками) и старается опорочить ученых-аш‘аритов[9], то имеются серьезные опасения относительно его взглядов и религиозности. Аль-Хафиз Ибн ‘Асакир[10] в своей книге «Раскрытие лжи клеветника в адрес имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари» писал: «Знай (да благословит тебя Всевышний во всем том, что способствует Его довольству, и сделает из числа истинно набожных), поистине, мясо[11] ученых ядовито. И известно, как Аллах поступает с теми, кто преуменьшает заслуги ученых, старается их обесчестить. Кто дает свободу своему языку позорить (клеветать в адрес) ученых (алимов), тот еще при жизни будет страдать от черствости (мертвости) своего сердца»[12].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Аль-Азхар является одним из старейших университетов мира, наиболее престижным мусульманским духовным учебным заведением. Был основан в Каире династией Фатимитов. Изначально возник как медресе при мечети аль-Азхар в 970 году по григорианскому календарю, то есть более тысячи лет назад.

За свою длинную историю университет прошел через самые разные периоды, с каждым из которых он креп и развивался. Я обращу ваше внимание лишь на несколько последних:

1. 1930 год. В этот год был издан закон № 49, в результате которого появилось три факультета: «аш-Шари‘а», «Усулюд-дин» и «Ал-люга аль-‘арабия». Система образования была поделена на три этапа: первая ступень (начальная школа), вторая ступень (средняя школа) и высшее образование (те самые три факультета). Через этот закон аль-Азхар смог расширить перечень предметов, которые преподавались в нем.

2. 1936 год. В этот год был издан закон № 26, внесший позитивные коррективы в образовательный процесс университета. Ко всему прочему появились магистратура и докторантура.

3. 1961 год. В этом году была сформулирована миссия университета как одного из главных мусульманских духовно-просветительских центров мира, которая грамотно и активно реализуется и по сей день.

Я сам в свое время (с 1992 по 1998 гг.) отучился в этом университете: за два года завершил четырехгодичное «аль-ма‘хад ас-санави» (вторая ступень) и еще четыре года обучался на факультете Шариата, диплом об окончании которого получил в 1998 году.

[2] «Воистину, Господом вашим является Аллах [Единый и Единственный Творец всего сущего, Бог], Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 7:54); «[Люди, кем и какими бы вы ни были, знайте] воистину, ваш Господь — Аллах (Бог), сотворивший за шесть дней небеса и землю [из ничего, без материалов; не по образу и подобию чего-то, а лишь повелением «будь!» — и оно стало]. Затем — вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 10:3); «Аллах (Бог, Господь)… Он Тот, Кто поднял небеса без видимых опор, затем вознесся над Троном» (см. Св. Коран, 13:2). С подобным смыслом см. также аяты Св. Корана: 25:59, 32:4.

[3] Джафар ибн Мухаммад, более известный как ас-Садык (80–148 гг. по хиджре, 699–765 гг. по григор.), — правнук Хусейна, сына Али ибн Абу Талиба. См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 3. С. 354; ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 1. С. 495.

[4] Яхья ибн Му‘аз ар-Рази (умер в 258 г. по хиджре; 872 г. по григ.) — известный проповедник и аскет. С.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 4. С. 117, № 18143.

[5] Это слова из Корана. Подстрочно переводятся как «в засаде», но по смыслу: «Поистине, Господь твой за всем наблюдает [все слышит, все видит, все знает и воздаст по справедливости, без малейшего ущемления или притеснения]» (Св. Коран, 89:14).

[6] Абу аль-Файд Зун-нун аль-Мисри (умер в 245 г. по хиджре; 859 г. по григ.) — один из богословов-суфиев. Был мухаддисом и факыхом. Он говорил: «Быть истинным рабом Всевышнего (аль-‘убудия) — значит быть таковым всегда, подобно тому, как Он всегда и в любых обстоятельствах является Господом твоим». См.: аль-Кушайри А. Ар-рисаля аль-кушайрийа. С. 57.

[7] Св. Коран, 20:5.

[8] О двух основных направлениях в акыде (мусульманском вероубеждении), об аш‘аритах и матуридитах, читайте в моем отдельном материале.

[9] Как и ученых-матуридитов, вместе составляющих основную часть мусульманского богословия в вопросах верования (акыды).

[10] ‘Али ибн ‘Асакир (499-571 гг. по хиджре; 1105-1176 гг. по григ.) — крупнейший мусульманский ученый своего столетия, мухаддис, факых, а также историк. Автор множества трудов по богословию и истории, среди которых «Табьйин кязибиль-муфтари фи ма насаба иля абиль-хасан аль-аш‘ари» [Раскрытие лжи клеветника в адрес имама Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари]. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 427, № 9382.

[11] «Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого, мертвого, человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 49:12).

[12] За основу этого короткого, но актуального для русскоязычного Интернета материала я взял вопрос-ответ из книги Дома фетв Египта «Суалятуль-акаллият» (с. 36 и 37).

Акыда

Ашариты

Трон

Акыда аль-Азхара

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic