Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разделились иудеи на 71 или 72 течения. Разделились христиане на 71 или 72 течения. Моя же умма [мои последователи, мусульмане, либо все те, кто родится в период от начала моей посланнической миссии и до Конца Света] разделятся на 73 течения»1.
В другом хадисе приведены следующие слова пророка Мухаммада: «Слушайте внимательно! Поистине, люди Писания, бывшие до вас [то есть иудеи и христиане, последователи Моисея и Иисуса], разделились на 72 религиозные общины (милля) [на 72 течения]. И поистине, эта [моя] религиозная община (милля) [мои последователи, мусульмане, либо все те, кто родится в период от начала моей посланнической миссии и до Конца Света] разделятся на 73 течения: 72 из которых окажутся [в вечности, после Судного Дня] в Аду, а одно – в Раю. Последние [те, что окажутся в Раю] – аль-джама‘а [не идеологизированные фанатики, утверждающие, что лишь они войдут в Рай, а именно те, что сохраняют общность, следуя Корану и Сунне, даже если имеют разночтения и разные мнения во второстепенных канонических вопросах]»2.
По этим двум хадисам есть разные толкования и пояснения. Радикальные группы всей истории развития мусульманского богословия любили и любят цитировать их в пользу своей исключительной правоты. Считаю, что общий контекст Корана и Сунны, а особенно достоверные хадисы о том, что даже простое свидетельство Единобожия «ля иляхэ иллял-лах» может ввести человека в Рай3, говорят об обратном: эти радикальные исламские течения, которые берут на себя смелость утверждать о чьем-то неверии и безбожии, в результате чего разрешая себе посягать на честь, имущество и жизнь других людей, и есть те самые 72 течения. Полагаю, достаточными в качестве аргумента будут достоверные хадисы о том, что, указывая на безбожие другого (утверждая это), ты подвергаешь себя великой опасности: если он безбожником не является, тогда ты сам им становишься4.
По данному вопросу есть хадисоведческое исследование у имама Юсуфа аль-Кардави.
1. Несмотря на то что хадис имеет очень важное смысловое значение, он отсутствует в обоих самых авторитетных сводах хадисов: своде имама аль-Бухари и в своде имама Муслима. То есть он не является достоверным по тем критериям, по которым производился отбор этими выдающимися богословами-мухаддисами.
2. В наиболее распространенном варианте хадиса, переданном Абу Хурайрой, говорится о разобщенности мусульман и количестве течений. При этом оговорка, что «все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения», отсутствует5. Хадисоведы говорили о достоверности риваята (версии хадиса), переданного Абу Хурайрой. Однако такие ученые, как например Ибн Хаджар, аз-Захаби и другие, занимавшиеся подробными исследованиями достоверности слов, приписываемых Пророку, утверждали, что этот хадис нельзя считать достоверным по причине несоответствия критериям достоверности одного из передававших его.
3. Что же касается риваятов, где в конце говорится о том, что «все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения»6, то эти версии недостоверны иснадом (цепью передававших). Если кто-то и говорил об их достоверности, то он имел в виду ту частичную достоверность (хасан ли гайрихи), которая предположительно может быть, когда по одному вопросу имеется несколько недостоверных хадисов. Но такого рода предположительно достоверные хадисы принимаются во внимание тогда, когда смысл их соответствует общему духу веры и не вступает в противоречие с аятами или уже точно достоверными хадисами. А упомянутое повествование вступает в противоречие со многими религиозными положениями и является весомой причиной и импульсом к разжиганию смут и смертоносных конфликтов, где каждая из сторон будет приписывать себе избранность пред Богом и безжалостно оскорблять, унижать и уничтожать противоборствующую сторону, с уверенностью в их неверии и безбожии. Исламские ученые говорили: «Страшитесь стать ослепленными и обманутыми словами: «Все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения». Это недостоверное дополнение противоречит религиозным правилам, и наиболее вероятно, что оно было специально внедрено атеистами-безбожниками».
4. Также немало исламских ученых-богословов как прошлого, так и настоящего указывали на смысловую недостоверность текста хадиса.
Та часть человечества, которая последовала за заключительным посланником Творца, упоминается в Священном Писании как «наилучшая» из тех, что когда-либо следовали за пророками и посланниками (см. Св. Коран, 3:110). А текст хадиса говорит о том, что мусульмане окажутся хуже иудеев и христиан, так как разделятся на большее количество течений. Об иудеях сказано в Писании:
А о христианах:
Что же касается последователей заключительного Посланника, то о них нет такого рода повествований в Священном Коране.
Также история не подтверждает того, что иудеи и христиане когда-либо разделялись на такое большое количество течений.
К тому же упомянутое повествование указывает на то, что подавляющая часть мусульман окажется в Аду, а это явно вступает в противоречие со многими аятами и хадисами, где, например, говорится о том, сколь значительно будут помилованы последователи последнего Пророка, а также о том, что они будут составлять одну третью часть обитателей Рая, а в некоторых хадисах — половину.
5. Даже если принять во внимание некоторую достоверность первой части хадиса, то она никак не говорит о постоянстве такого рода разделений до Конца Света. А также не указывает на то, что отделившиеся и отклонившиеся перестанут быть мусульманами.
6. Да, были и порой появляются радикальные течения, которые объявляли и объявляют себя единолично правыми, смотря на всех остальных враждебно, с ненавистью. Однако они – это временное явление, как быстро появляются, громко заявляя о себе, так и быстро исчезают7.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайты; св. х. Ат-Тирмизи и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4596, «хасан сахих».
[2] Хадис от Му‘авыя ибн Абу Суфьяна; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4597, «хасан».
[3] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[После всеобщего Воскрешения и Судного Дня] введет Аллах (Бог, Господь) в Рай тех, кто заслужил Рая, тех, кого пожелает Он по милости Своей. И введет в Ад тех, кто заслужил Ада [своими убеждениями, словами и делами]. А после скажет [ангелам]: «Посмотрите, если в сердце кого-либо [из оказавшихся в Аду] найдете хоть на вес пылинки веру (ничтожно малое количество), выводите их [из Ада]». Их выведут обуглившимися (тела будут подобны углю) и бросят в реку жизни. Выйдут они из нее полностью и самым наилучшим образом восстановленными [и разойдутся, Божьей милостью, по обителям Рая]». Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 102, хадис № 304–(184).
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 31, 32, хадис № 22; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 98, хадис № 22 и пояснение к нему); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 3. С. 80.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Рано или поздно, но все-таки] выйдет из Ада тот, кто [при жизни] сказал [хотя бы один раз] «ля иляхэ иллял-лах» (нет бога, божества, кроме одного единственного Господа миров, Творца всего сущего) и в чьем сердце [на момент его смерти, до начала процесса выхода души из бренного тела] была хоть малая частица веры [в Бога и Судный День]». Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 107, хадис № 325–(192); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 4312, «сахих».
[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]». Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111–(60).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не обвиняет один человек другого в нечестии (порочности, беспутстве) и не обвиняет в неверии [потому, что если] человек таковым не является, то [обвинение] в равной степени падает на него самого». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1909, хадис № 6045.
[5] См. своды хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1223, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. [б. м.]: ар-Райян ли ат-турас, [б. г.]. Т. 2. С. 1321, хадис № 3991; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 429, хадис № 3991, «хасан сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 503, хадис № 4596, «хасан сахих».
[6] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. [б. г.]. Т. 2. С. 1322, хадисы № 3992, 3993; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 429, хадисы № 3992, 3993; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 503, хадис № 4597.
[7] См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 3 т. Кувейт: аль-Калям, 2001. Т. 3. С. 83–87.