Именем Аллаха, милость Которого вечна и безгранична.
БОГОСЛОВСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 3/20
Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе дистанционного заседания, состоявшегося 23-го числа месяца Шабан 1441 года по лунному календарю, что соответствует 16-му апреля 2020 г. по григорианскому календарю,
постановил:
1. Согласно лунному календарю, месяц Рамадан 2020 наступит с заходом солнца 23 апреля. После пятой молитвы в этот же день совершается Таравих. Первым днем поста следует считать 24 апреля, последним же днем — 23 мая. Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 24 мая. Последний Таравих — 22 мая.
2. Размер закятуль-фитр на 2020 год составляет:
- 100 руб. для малоимущих;
- 300 руб. для людей со средним достатком;
- от 500 руб. для состоятельных.
Данные суммы закятуль-фитра выведены из расчета средней стоимости таких продуктов питания, как: финики, ячмень, пшеница и изюм, о которых есть упоминание в достоверных хадисах. Сумма в 100 руб. является минимальной и обязательной к выплате. Суммы в 300 руб. и 500 руб. являются рекомендуемыми. Если верующий не успел выплатить закятуль-фитр до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется и он должен передать сразу, как представится возможность.
3. Минимальная сумма искупительной милостыни (фидья-садака), выплачиваемой человеком, который не в состоянии соблюдать пост по веским причинам, составляет 250 рублей, однако сумма может быть увеличена в зависимости от собственных среднесуточных затрат на питание.
4. В вопросе соблюдения поста больного коронавирусом (COVID-19) все зависит от того, что скажет квалифицированный врач. Если человеку действительно противопоказано поститься, например, по причине большой вероятности ухудшения физического состояния, здоровья, то он не постится. После выздоровления он восполнит пропущенные дни поста один к одному. Сегодняшний карантин и самоизоляция по причине распространения коронавируса никак не должны повлиять на соблюдение верующими обязательного поста. В то же время следует отметить, что нет никакой связи между соблюдением поста и опасностью заражением коронавирусной инфекцией (COVID-19). В связи с этим Совет считает недопустимым оставление поста из-за опасности заболевания COVID-19.
5. В связи с текущей ситуацией, связанной с распространением коронавируса (COVID-19), а также запретом в Москве и других регионах России массовых собраний, Совет считает более правильным и необходимым совершение молитвы Таравих в домашних условиях. Рекомендуется проводить молитву Таравих в соборной мечети города, но только лишь с минимальным количеством людей, при котором коллективный намаз будет считаться действительным, а это: имам, муэдзин и служащий мечети.
6. С учетом сложившейся непростой экономической ситуации в стране Совет считает первостепенным передачу закятуль-фитр первым двум категориям, упомянутым в Священном Коране, а именно: бедные и неимущие. Данная форма милостыни должна быть централизовано собрана мечетями и благотворительными фондами, входящими в юрисдикцию Духовных управлений мусульман, и распределена среди нуждающихся. Выплачивающим закятуль-фитр в этом году необходимо использовать современные средства перечисления денежных средств, заранее получив от имамов мечетей реквизиты, по которым можно будет перечислить закятуль-фитр, который определен на этот год.
7. В случае, если в стране сохранится сложная эпидемиологическая ситуация и запрет на проведение массовых собраний будет продлен, праздничный намаз в этом году будет проводиться только в соборной мечети города с участием имама, муэдзина и служащего мечети. Данное решение может быть изменено в случае улучшения эпидемиологической ситуации. Всем остальным мусульманам рекомендуется создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь имама местной соборной мечети и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Традиционно на федеральном канале «Россия 1» будет вестись трансляция праздничной проповеди председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина. Призываем всех прослушать данную проповедь, чтобы укрепить и усилить единство мусульманского сообщества Российской Федерации и СНГ.
Ниже мы приводим фрагменты фетвы, которые актуальны в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Все канонические положения мусульманского поста (ответы на все вопросы о посте) вы можете изучить на нашем сайте в разделе «Пост».
СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА (COVID-19)
Священный месяц Рамадан несет особую значимость для людей верующих, а соблюдение поста в этот период является одним из столпов Ислама.
Последние несколько месяцев мир переживает непростые времена в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. И мусульманский мир не исключение. Многие мировые авторитетные организации по изданию фетв уже отреагировали на новый, глобальный вызов всему человечеству. Были изданы соответствующие постановления, регулирующие соблюдение поста в этом году.
Совет улемов ДУМ РФ также считает необходимым прояснить мусульманам России основные положения поста в этом году с учетом сложившихся реалий.
(1)
УСТАНОВКА ТОЧНОЙ ДАТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ПОСТА
Согласно лунному календарю, месяц Рамадан 2020 наступит с заходом солнца 23 апреля. В этот день в 02.26 по всемирному координированному времени Луна вступит в невидимую фазу (иджтима). В этот же день в 17.43 по всемирному времени наступит фаза новолуния (ру’я), и Луна предположительно будет видна невооруженным глазом с западного побережья Северной и Южной Америки. Когда Луна перейдет из невидимой фазы в фазу новолуния, закат Луны произойдет на 23 минуты позже заката Солнца, и после заката Солнца серп Луны будет находиться в Мекке на 4.17 градусов, что является недостаточной высотой для фактической зримости Луны в Мекке. В пятницу, первый день Рамадана, соответствующий 24 апреля 2020 года, закат Луны в Мекке – на 1 час 14 минут позже заката Солнца, вследствие чего после заката Солнца серп Луны будет находиться в Мекке – на высоте 15.16 градусов над линией горизонта и будет виден невооруженным глазом[1].
После пятой молитвы 23 апреля совершается первый Таравих – дополнительный намаз месяца Рамадан. Первым днем поста следует считать 24 апреля, последним же днем — 22 мая. Первый день месяца Шавваль и Ураза-байрам — 23 мая. Последний Таравих — 22 мая.
22 мая 2020 года в пятницу, в 17.39 по всемирному времени наступит невидимая фаза Луны, а 23 мая 2020 года в субботу в 10.05 по всемирному времени наступит фаза новолуния, и лунный серп предположительно будет виден из Северной Африки и Южной Америки. В субботу 23 мая 2020 года, который является датой невидимой фазы Луны (иджтима), молодой месяц закатится в Мекке, на 44 минуты позже Солнца. В момент заката Солнца Луна будет в Мекке на 8.24 градусов выше линии горизонта, что является достаточной высотой для фактической зримости Луны. В воскресенье 24 мая 2020 года, соответствующего 1 дню Шавваля, Луна в Мекке закатится на 1 час 39 минут позже Солнца, вследствие чего в момент заката Солнца лунный серп будет находиться в Мекке – на 19.56 градусов выше линии горизонта. 24 мая 2020 года станет первым днем праздника Ураза-байрам[2].
В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность.
Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится: «Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями[3]» (см. Св. Коран, 4:59). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему»[4].
Сегодня, как и многими веками ранее, часто применяется заблаговременный астрономический расчет начала и конца лунного месяца, что очень практично[5].
Известно, что в нашей религии лунный календарь служит основой для определения времени важнейших религиозных обрядов, таких как пост, паломничество, садакатуль-фитр, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. Согласно установлениям религии, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда на небосклоне появляется новая луна (новолуние) или с наблюдением новой луны над горизонтом после захода солнца. Завершается лунный месяц также с появлением луны. Основой для этого является хадис посланника Аллаха: «Поистине, Всевышний сотворил луну для людей, чтобы они определяли время. Так поститесь же, когда увидите новую луну (новолуние Рамадана), и празднуйте (Уразу-байрам), когда снова увидите луну (новолуние Шавваля)».
В определении лунных месяцев, согласно требованиям нашей религии, Совет улемов ДУМ РФ опирается на итоги международной конференции «Руятуль хиляль» (Наблюдение Новолуния), прошедшей с 27 по 30 ноября 1978 года в Стамбуле, беря за основу критерии, выведенные в соответствии с научными и религиозными фактами. Многие мусульманские страны также следуют этим критериям.
За основу взят лунный календарь на нынешний, 1441-й год по хиджре, выведенный в соответствии с научными и религиозными фактами, с применением современных технологий, который опубликован на официальном сайте Управления по делам религии Республики Турция.
(2)
МОЛИТВА ТАРАВИХ
Правовое положение совершения молитвы Таравих [6]
Данная молитва является сунной муаккяда[7] как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»[8].
Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан. Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.
Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, но в связи с текущей ситуацией, связанной с распространением коронавируса (COVID-19), а также запретом в Москве и других регионах России массовых собраний, более правильным и необходимым является совершение молитвы Таравих в домашних условиях.
Данное решение опирается на следующие доводы:
1. Пророк и его сподвижники часто совершали молитву Таравих в своих домах, а не в мечети. В хадисе сказано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов [остальные ракяаты они дочитывали дома]»[9].
2. Опасность нанесения вреда здоровью людей, коллективно совершающих молитву Таравих в мечети. А устранение вреда является обязательным, как об этом сказано в хадисе: «Не причиняй вреда себе и не причиняй [его] другим»[10]. Специалисты науки по методологии исламского права (усуль аль-фикх) считают, что защита жизни, а это в первую очередь здоровье человека, более первостепенно, чем защита религии, так как религию невозможно соблюдать без сохранения жизни и здоровья. Доводом тому является допустимость произнесения слов неверия (куфр) ради защиты своей жизни, несоблюдение поста путником и больным человеком и др.[11]
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не приводите больных к здоровым»[12]. Пришедший совершать коллективную молитву Таравих может и не знать о том, что он болен, так как инкубационный период вируса COVID-19 составляет от 2 до 14 суток, а в среднем 5–7 дней[13].
4. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то [из вас] услышит призывающего [на молитву муэдзина], и не помешает ему последовать за ним [совершив очередную обязательную молитву] уважительная причина [а он призыв на молитву проигнорирует и не совершит ее за имамом], то молитва, которую он совершит [уже после самостоятельно], не будет от него принята [не будет считаться полноценной]”. [Сподвижники] спросили: “А что это за уважительная причина?” Он ответил: “Страх или болезнь”»[14]. В хадисе слово “страх” имеет обобщенный смысл, который в том числе подразумевает страх заразиться смертельной болезнью, вирусом.
5. Канонические правила фикха[15], выведенные учеными-правоведами из текстов Священного Корана[16] и Сунны[17], говорят об определенных послаблениях в затруднительных случаях и ситуациях. Опасность заражения коронавирусом (COVID-19) тех, кто коллективно совершает молитву Таравих в мечети, относится к не просто вынужденным ситуациям, а к тем, которые могут нанести очевидный вред молящимся или вообще лишить их жизни.
6. Сохранение здоровья, а тем более жизни, с точки зрения мусульманских канонов является обязательным (фард), а вот совершение молитвы Таравих вместе с другими молящимися в мечети является желательным (сунной).
Рекомендуется проводить молитву Таравих в соборной мечети города, но только лишь с минимальном количеством людей, при котором коллективный намаз будет считаться действительным, а это: имам, муэдзин и служащий мечети.
(3)
СОВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА
Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является необходимым. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда»[18].
По мнению ученых ханафитского мазхаба данная молитва совершается только коллективно[19]. В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам[20]. Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день. Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная праздничная молитва может быть выполнена и одним человеком[21].
В случае, если в стране сохранится сложная эпидемиологическая ситуация и запрет на проведение массовых собраний будет продлен, праздничный намаз в этом году будет проводиться только в соборной мечети города с участием минимального количества человек по ханафитскому мазхабу, а именно: имамом, муэдзином и служащим мечети. Всем остальным мусульманам рекомендуется создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь имама местной соборной мечети и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Упоминание о совершении молитвы в два ракяата есть в трудах ученых шафиитского мазхаба[22], а в четыре ракяата – в трудах ученых ханафитского мазхаба[23].
Традиционно на федеральном канале будет вестись трансляция праздничной проповеди председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина. Призываем всех прослушать данную проповедь, чтобы укрепить и усилить единство мусульманского сообщества Российской Федерации и СНГ.
[1] См.: https://vakithesaplama.diyanet.gov.tr/icerik.php?icerik=104.
[2] Там же.
[3] Многие муфассиры говорили, что здесь подразумеваются в первую очередь религиозные руководители, ученые-богословы.
[4] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.
[5] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 90, 91.
[6] Таравих (араб.) – множественное число от “тарвиха”, что переводится как “отдых”. Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 127.
[7] Сунна муаккяда – это действие, которое Пророк совершал постоянно, оставляя крайне редко.
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, “сахих”.
[9] Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 54, 55.
[10] См.: Ибн Маджа М. Сунан ибн Маджа [свод хадисов]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1999. С. 252, хадис № 1789.
[11] См.: Сабрий. М. Фетвы ученых о коронавирусе. Каир: аль-Башира, 2020. С. 154.
[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: Бейт афкяр давлия, 1998. С. 913, хадис № 2221.
[13] Министерство здравоохранения Российской Федерации. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020). С. 9. См.: https://www.rosminzdrav.ru
[14] Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 83, хадис № 551, “сахих”.
[15] См., например: «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»; «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств»; «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным». См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 74, 75; См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.
[16] См., например: «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу сверх ее сил» (Св. Коран, 2:286), «Он [Господь миров] избрал вас и не сделал для вас затруднений в религии» (Св. Коран, 22:78), «Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей» (Св. Коран, 2:185), «Не желает Аллах (Бог, Господь) тягот для вас, однако хочет очистить вас и дополнить милость Свою к вам» (Св. Коран, 5:6), «Так будьте набожны пред Аллахом (Богом, Господом) в меру ваших сил и возможностей» (Св. Коран, 64:16).
[17] См., например: «То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей]». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Т. 4. С. 2275, хадис № 7288.
[18] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.
[19] Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Напомню, что совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания.
[20] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.
[21] См.: аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Т. 27. С. 244.
[22] Основным мнением ученых шафиитского мазхаба является желательность (мустахаб) восполнения пропущенной праздничной молитвы в обычной ее форме, так же, как совершал ее имам со всеми такбирами. См., например: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 5. С. 27, 28; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 10 т. Каир, 1968. Т. 2. С. 289, 290. Обоснованием этому является лишь действие сподвижника Анаса ибн Малика. Сообщается, что когда он [по уважительной причине] пропускал праздничную молитву с имамом, то совершал ее вместе со своей семьей, как совершал ее имам [в мечети].
[23] См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Дамаск: ад-Даккак, 2014. С. 440; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 1. С. 279. Обоснованием этому являются слова сподвижника Ибн Мас'уда: «Кто пропустит праздничную молитву, тот пусть совершит [дополнительную молитву], состоящую из четырех ракяатов. В первом ракяате [кто может, тот пусть] читает [87] суру [Корана] «аль-А‘ля», во втором ракяате [кто может, тот пусть] читает [91] суру [Корана] «аш-Шамс», в третьем ракяате [кто может, тот пусть] читает [92] суру [Корана] «аль-Лейль», а в четвертом ракяате [кто может, тот пусть] читает [93] суру [Корана] «ад-Духа».